#оКонстантинКорепанов Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга в четверг 27-й седмицы по Пятидесятнице. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня вы слышали в Евангельском чтении притчу о виноградарях, которую всего лишь несколько недель назад тоже слышали, в другом Евангелии, от Луки, и разбирали её. Притча о виноградарях в нём неожиданно заканчивается словами: «Вот, Я полагаю сегодня камень; кто споткнётся об этот камень, тот упадёт, на кого этот камень упадёт — того раздавит.» Какие-то странные слова, не очень относящиеся к притче о виноградарях, — по крайней мере, с нашей точки зрения. Мы же, когда слышим эту притчу, не соотносим её с собой. Мы же уверены, что мы отдаём Богу плоды Его виноградника, мы же уверены, что мы приносим Богу то, что от нас Он ждёт. Поэтому, не соотнося эту притчу с собой, мы обычно не понимаем и всего последующего, — в том числе, и этих страшных слов Христа. Мы привыкли думать, — потому что никогда не просвещались Евангельским светом, — в лучшем случае, мы слушали Евангелие, как назидательную книгу, или, ещё хуже — как некий сборник информации о Христе, — а не Слово Божие, Которое питает нас и открывает нам тайны вечного, ибо Евангелие есть Откровение Божие, — то, что Он нам открывает, то, что нам необходимо знать. Тут — те тайны, которые нам необходимы, чтобы войти в эту вечную жизнь. Если бы мы так, как к сокровищу глубочайшей мудрости, света и жизни, всякий раз обращались к Слову Божьему, — то мы бы, несомненно, увидели бы, испугались бы, ужаснулись бы и удивились, что представление наше о Христе — совсем не верные. Мы привыкли думать о Нём, как о Том, Кто есть Любовь, и это — подлинно так. Но дальше следует странная вещь. Мы думаем, что если Бог есть любовь, — значит, Он нас любит, — нас, — точнее, — меня любит Бог. И это всё, что мы выносим из этого Откровения, из этого свидетельства о Боге: что, если Бог есть любовь — то Он меня любит. И это, конечно, правильно, верно, но дальше этого мы никуда не идём. «Он нас любит — значит, я могу вести себя, как хочу: Он же всё равно мне всё простит!» — это уже не совсем правда. Оказывается, что, чтобы жить в Царстве Божием, быть с Богом, суметь войти в этот мир, нужно стать любовью — стать таким, Каким является Он. Бог есть любовь — говорит Иоанн Богослов, — поэтому мы должны любить. Мы урезали эту фразу и подумали, что если Бог есть любовь, то можно делать, что хочешь. А апостол говорит: если Бог есть любовь — значит, единственный способ с Ним жить — это любить. Любить всегда, любить везде, любить всякого человека, потому что любовь есть единственный способ осуществления жизни с Ним. И когда человек не хочет, — он именно не хочет любить, — как, говоря о последних временах, с горечью говорит Христос, — во многих, по причине беззакония, оскудеет любовь. И вот, человек, видя беззакония другого человека, слыша о беззакониях другого человека, отказывается любить, не хочет любить, — отрекается от другого человека: «Я не буду тебя любить! Я не хочу тебя любить! Лучше бы тебя не было! Лучше бы меня не было в твоей жизни! Лучше бы мне тебя никогда не знать, я не хочу тебя любить!» — и идёт дальше молиться Богу, причащаться Богу, Который любит и того человека, от которого мы отреклись. И это невместимое человеком откровение о Боге страшно, потому что тот, кто не захочет любить, не сможет войти в Царство Божие. И Христос не просто пришёл утешить нас тем, что Он нас любит — этим мы рады утешаться; Он пришёл дать нам Свою любовь, присоединить к Своей любви, напитать Своей любовью, чтобы мы любили так, как Он, — ибо любовь есть жизнь. Для того мы и причащаемся, для того Он и причащает нас Своей Кровью, — чтобы в нас жить Своей любовью. И когда мы говорим, отходя от Причастия: «Нет, всё-таки, этого человека я любить не могу! Я его терпеть не могу: он пьяница! Он плохо воспитывает сына! Он изменяет своей жене! Он ворует — я не буду его любить! Ну, худо-бедно, потерплю, ладно, — чтоб он сдох! Потерплю, пока живу сама, пока он живёт, — но сердце моё не повернётся к нему!» Мы не понимаем, что этот, ненавидимый нами человек, любим Богом, и за него пролил Кровь на Кресте Христос, — и Он послал нас к этому человеку, чтобы мы явили к нему любовь, которой Он напитал нас. Мы — посланцы Христовы, апостолы Христовы, потому что Церковь — Апостольская, — чтобы свидетельствовать ближним нашим о любви, которую мы стяжали во Христе. А мы говорим: «Нет, — я, конечно, пойду скажу ему всё, что о нём думаю, — но любить я его не буду!» — и Источник жизни, которого мы только что причастились, в нас иссяк. Из чрева нашего не потекли потоки воды живой, — иссяк родник, даже не заструившись. Дерево только начало зеленеть — и высохло… Продолжение — в первом комментарии к этому видео.
Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео): «И мы проживаем всю неделю вне любви, потому что просто не захотели, а не захотели — потому что не поверили: «Ну как этого негодного, поганого, мерзкого человека может любить Бог?» Но ведь, если мы так думаем, — значит, мы забыли, какие мы сами. Значит, нами овладели самомнение и гордыня, мы забыли, что мы есть такие же грешники и уж, тем более — были, — как тот, кого мы осуждаем. Никто из нас не Серафим Саровский и не Сергий Радонежский, и даже не Иоанн Кронштадтский. Мы — грешники, посылаемые ко грешникам. Единственное, что мы можем сделать, — это помнить о том, что мы обласканы Божественной любовью. Вот, ты, человек, молишься, — и ты думаешь, что это ты такой хороший? Нет, это Бог даровал тебе молитву, чтобы ты молился Ему и стяжал любовь, и молился за другого, переживая за этого другого, — чтобы у него была жизнь. Ты не грешишь? Ты думаешь, ты сам таким стал? Ты пить бросил почему? Потому что у тебя воля сильная? Или — потому что тебя Бог помиловал? Помиловал — так иди и милуй! Тебя Бог исцелил? Иди — и жалей! Тебя Бог научил молиться? Иди и молись! Мы пришли нагими в этот мир, у нас ничего нет. Все хорошие качества, которые у нас, как будто, есть, — эти качества дал нам Бог, это в Нём мы обрели эти сокровища. И если мы будем упорно отказываться служить ближнему, то Бог от нас эти сокровища заберёт. Мы тогда поймём, как мы наги и бедны, когда снова станем пить и грешить, или блудить, или сквернословить — или просто потеряем веру, которая ведь тоже — Божий дар. Всё, что у нас есть, дано для тех людей, к которым посылает нас Бог: убогим, несчастным, сирым, грешным, обездоленным, страждущим, страстным, порочным; ведь таким же порочным и страстным был Закхей, такой же порочной и страстной была та женщина, что умыла Ему ноги. Таким же порочным и страстным был всякий человек, приходящий ко Христу: и Пётр, и Андрей — все они пришли от какой-то грешной жизни, но Бог помиловал их. Чем Он воззвал к покаянию блудницу или Закхея-мытаря? Любовью Своей! Не обличением, не строгостью, не подзатыльниками — а любовью. И нет у нас, христиан, другого орудия, чтобы обращать грешников к Богу. Мы — Его руки, Его душа, Его уста, Его глаза, Его уши — чтобы всем этим свидетельствовать о любви. Мы не можем любить — конечно, нет. Для того мы приходим и причащаемся, для того мы молимся день и ночь, чтобы Бог сделал нас способными любить, — ибо в этом состоит суть и смысл христианской жизни. Аминь».
Видеозапись: Сергей Комаров Текстовая запись: Елена Плотникова.