Вернуться к списку

Проповедь иерея Константина Корепанова. О путеводной нити Божественного Слова (20.12.2022)

Добавить в избранное 💚

#оКонстантинКорепанов Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга во вторник 28-й седмицы по Пятидесятнице. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня вы слышали в Апостольском чтении слова апостола Павла о том, что всё Священное Писание богодухновенно и полезно для вразумления, назидания, утешения и наказания для всех разных всевозможных действий, полезных человеческой душе, для того, чтобы познать волю Божью и изменить свою жизнь. И, конечно, каждый христианин знает, что Священное Писание читать нужно. Он назначает себе какое-то правило, связанное с прочитыванием того или иного количества глав Нового Завета: Евангелия, Апостола, — всячески избегая читать Ветхий Завет, считая, что эта часть Священного Писания устарела, и как-то игнорируя то, что апостол Павел говорит как раз про Священное Писание Ветхого Завета, так как из Нового Завета к тому времени практически ничего не было написано. Человек относится к этому делу так, будто это некая повинность, которую нужно исполнять, и он вычитывает слова Священного Писания по одной главе в день, иногда пропуская, — тяготясь этим, этой повинностью, иногда снова будто бы решаясь, — но связного представления Священного Писания хотя бы в рамках Нового Завета у человека нет. Он не представляет Евангелия целиком, он не представляет учения Христа целиком, он не представляет жизни Христа целиком; он не представляет Апостольского свидетельства целиком. Им просто вычитываются главы, — а то, что в них написано, не доходит до человеческой жизни. Мы прочитываем Священное Писание, потому что нужно его прочитать, но оно влетело в одно ухо — а в другое вылетело. Неважно, что мы прочитали — главу из Евангелия, или главу из Апостола, — спроси нас через пять минут, через полчаса, или утром следующего дня: что мы читали вчера? — и мы не вспомним. На Божественной Литургии читается Священное Писание: и Апостол, и Евангелие. Спроси нас вечером: что читалось сегодня на Божественной Литургии? Мы не скажем. И получается, что мы весь день, всю жизнь как бы слышим, как бы читаем слова Священного Писания, но живём мы — совсем иначе. Слова Священного Писания, как лапки водомерки, скользят по поверхности нашей души, не проникая внутрь, они не могут погрузиться в наше сердце, они не определяют нашу жизнь. Представился случай — мы осуждаем, хотя наш разум знает, что осуждать нельзя, — но уж больно хочется. Когда нужно простить, мы не прощаем, хотя, вроде, помним, что прощать надо зачем-то, — но прощать совсем не хочется. Когда нас обидели, мы взрываемся возмущением, — вместо того, чтобы молиться за обижающих, как говорит Священное Писание, — мы где-то вроде и слышали это, но это же не имеет отношения к жизни! Такой разрыв между тем, что читает человек, и тем, как он живёт, возник очень давно, и мы не попытались уврачевать этот разрыв в своей жизни, когда мы шли в Церковь. Мы прочитали Евангелие так, как читают книгу, как читают роман; мы прочитали это, как читают инструкцию, — но никто же в нашей жизни инструкций не выполняет! Никто не пытается жить, как в романе: это просто некоторая информация, или некоторые переживания, никак не относящиеся к жизни. Апостол Павел как раз и говорит, что это должно стать именно жизнью: оно должно назидать, должно наказывать, оно должно воспитывать, оно должно преображать нашу жизнь: прочитали — и сделали, прочитали — и выполнили, прочитали — и осуществили. Это — единственный способ, чтобы Писание вошло в плоть и кровь нашей жизни: выполнить хоть раз то, что мы услышали в Священном Писании, и больше выполнения не оставлять: всегда и всегда это выполнять. Апостол Иаков говорит, что мы подобны человеку, который посмотрелся в зеркало: посмотрелся — и забыл. Вот так и мы: прочитали — и забыли, поэтому ничего в нашей жизни не меняется — только поэтому. Мы верим, что Бог есть, — и это всё, что есть в нашей вере. Мы верим, что Христос был, что Он воскрес, — может быть, даже и в это верим, — но это не касается нашей жизни, потому что для того, чтобы это коснулось, надо поверить Его словам и осуществить их в своей жизни. Не осуществляем — и вера становится мёртвой. Не приводим чтение Священного Писания к поступкам души и тела — и вера становится мёртвой, как тело без души: ничего нет. И поэтому очень важно человеку начать исполнять то, что он слышит. Но это — глас вопиющего в пустыне: никто ничего не выполняет, и не пытается, и не хочет… Продолжение — в первом комментарии к этому видео.

Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео): «И однажды наступает страшный момент в жизни конкретного человека, — не человечества в целом, — о котором здесь же сегодня говорит апостол Павел: придёт время, когда в слова Священного Писания верить вообще никто не будет; — не то, что не будут исполнять, — просто верить им не будут. Начинается с того, что человек прочитал, что нельзя судить. «Ну да, нельзя, — но я не могу, пока не могу, — потом как-нибудь, не сейчас! Когда-нибудь я буду прощать, не буду судить, постараюсь любить — но не сейчас». И проходит год, другой, третий, пятый — и наступает день, когда человек говорит: «А почему, собственно, не судить? Да как можно жить, и не судить? Да кто сказал такую глупость? Нет, надо судить! Как это — прощать? А кто же тогда будет наводить порядок? Надо наказывать людей, надо судить их, надо взыскивать с них по полной, — иначе все просто сядут, свесив ножки, и поедут, — надо что-то делать с людьми, надо призвать их к ответственности — иначе будет плохо!» И наступает день, когда люди не верят Священному Писанию, ни одному его слову, и начинают выбирать таких людей, который не верят Священному Писанию так же, как они, — для которых мудрость человеческая, для которых просто философия, просто учение человека по размышлениям человеческим, становится важнее, — не то, что сказал Христос, — а то, что сказал тот или иной умный или великий человек: «Он же сказал! Он же — великий! Он сказал, что надо наказывать своих врагов — пойду наказывать врагов!» Но это же не Христос сказал! — «Ну и не важно! Зато сказал великий человек!» И апостол Павел говорит, что наступит время, когда сами христиане будут выбирать таких учителей, которые говорят приятное для них, понятное, знакомое им, — такое христианство они любят, такое христианство они принимают. А то, что написано в Священном Писании, — запечатано золотыми, кожаными, железными таблицами, — закрыто на замок, никому не нужно знать, что там, — в Священном Писании; главное — что сказал тот или иной великий человек. И христианство — забыто, задвинуто, и Христос никому не нужен. Вот то состояние, до которого мы уже дошли, которое стало общественной, общецерковной нормой, когда слушают того, кто говорит приятное, того, кто нам нравится, — а не того, кто учит так, как говорил Христос. Это страшное время, потому что когда человек теряет путеводную нить Божественного слова, он погружается во тьму, в самом физическом смысле этого слова: он не видит выхода. Куда бы он ни ткнулся — везде скорби, опасности, — и радость Утешителя и благодать Святого Духа не могут пролиться в сердце человеческое, потому что они проливаются только тогда, когда человек верит Христу — и, по вере во Христа, человек получает благодать Святого Духа. Вместо Духа приходят душевные переживания: волнения, эмоции, и всё это — тьма, всё сгущающаяся тьма. И человек задыхается от тревоги и ужаса, жаждая Утешителя — и Его не получает, потому что Дух Утешитель приходит только тогда, когда человек верит именно Христу. Аминь».

Видеозапись: Сергей Комаров Текстовая запись: Елена Плотникова.

Добавить в избранное 💚