Вернуться к списку

Проповедь иерея Константина Корепанова в Неделю пред Рождеством Христовым, святых отец (01.01.2023)

Добавить в избранное 💚

#оКонстантинКорепанов 1 января 2023 года, Неделя 29-я по Пятидесятнице, Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец. Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня Неделя Святых отцов, и в Апостольском чтении читался отрывок из Послания к Евреям, в котором перечисляются все верующие Ветхого Завета. Кто-то называется по именам, кто-то просто вспоминается, по образу своей жизни или по образу своей кончины, — так что читающий Писание разумеет, о ком идёт речь. И Евангельское чтение также перечисляет родословие Иисуса Христа, начиная от Авраама и заканчивая рождением Марии. И это перечисление имён, которое нам ничего не говорит, потому что этих людей мы не знаем ни в коей мере, — мы даже про них нигде не читали, отчасти, может быть, слышали в связи с каким-нибудь событием, — но знать не знаем этих людей хоть сколько-нибудь близко. Они не стали нам родными, поэтому список этих имён нас утомляет. мы не полюбили этих людей, и знать их не знаем. Если бы перечисляли имена наших родных: мамы, бабушки, прабабушки, — наверное, сердце бы всколыхнулось, — но ведь только до прабабушки; а остальные тоже для нас — пустое имя. Мы не любим этих людей и не знаем их истории. Даже если у кого-то есть книга, альбом, в котором всё его родословие было бы записано, нарисовано, от какого-нибудь Ивана Грозного, за несколько столетий, — то и тогда он бы мог гордиться дальностью своего родства, — но эти имена были бы для него мёртвыми, пустыми; он не знает этих людей. Только описание жизни человека, подробное описание его жизни, его любви и страданий, его веры и его надежды, его скорбей, — в сущности, его человеческой жизни, его человечности, — только это открывает для нас жизнь другого человека. Но никто не описал жизни наших родных. Да и не обо всех людях, перечисленных сегодня в родословии, мы где-то можем прочитать что-то прочитать об их жизни. Эта жизнь ведома только Богу, Который видел страдания каждого человека, знает веру каждого, любови и надежду каждого; знает всё, что у каждого лежало на сердце, его мечты — как сбывшиеся, так и несбывшиеся; вся наша жизнь перед Ним как на ладони, и Он с нежностью относится к жизни каждого. Это родословие, конечно, носит формальный характер. Конечно, это важно для того, чтобы провести родословие, чтобы доказать, — вернее, показать, что этот рождённый Иисус есть обещанный сын Давидов, и обещанное семя Авраама, которое спасёт мир. Но за перечислением этих имён есть не только формальное перечисление. На самом деле, это — перечисление с нежностью, но открывается оно нам только тогда, когда сами мы хоть раз в жизни погрузились в Священное Писание, открыли для себя скорби, муку, надежду, веру и борьбу Давида или Рафат, Руфи или Авраама, или Иакова. О ком-то сказано несколько строк, а о ком-то — несколько книг, несколько глав в больших книгах. И мы должны увидеть, почувствовать их, — мы же люди. Увидеть за этим именем Авраама или Давида, — не просто некое имя или некий образ на иконе, — но живого человека, который веровал и надеялся, ждал, оступался, грешил, соблазнялся, — и вставал, и шёл туда, куда идём все мы, — не к смерти, а к последней черте, за которой открывается нам встреча с Богом. Ибо только это является смыслом жизни, перед лицом её вся наша жизнь становится либо значимой, либо незначимой. Вот — разбойник на кресте. Он прожил достойную жизнь? Нет. Но мы вспоминаем о нём каждый раз, и за порогом своей смерти он встретил радость и свет, встретил любовь, встретил жизнь, встретил Того, Кого успел полюбить за несколько минут висения на кресте рядом с Ним. Мы меряем человека достоинством его жизни: что он сделал, чего он не сделал. И много памятников великим людям наполняют города и веси во всём мире, а для Бога важно только одно, и для подлинной жизни человека важно только одно, это — момент истины, как говорили древние: «како умирати будеши?» Встретится он за порогом смерти лицом к лицу с Тем, Кого любит, — или обожжён будет этим дыханием жизни, потому что вся его жизнь была связана только с тем, что есть здесь. Всё высокое у людей — мерзость перед Богом, — говорится в Евангелии от Луки. Всё, чем мы гордимся, все, кого мы хвалим, всё это — мерзость перед Богом. Маленький человек, терпеливо несущий своё служение жены, или бухгалтера, технички или продавца, медсестры или водителя — их никто никогда не замечает, — но он-то известен Богу. Его сердце открыто перед Богом, и он — живёт, потому что верит и надеется, потому что страдает, потому что в этих страданиях он уповает на Бога и ищет, шепчет свою молитву: «Спаси, Господи, помоги, исцели, защити!» — и получает эту милость… Окончание — в первом комментарии к этому видео.

Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео): «Эти люди — не великие, как древние отцы, и не великие, как наши известные подвижники, но именно на них держится мир. Именно они — столпы мироздания. Именно они — те кирпичи, те камни живые, которые по слову апостола Петра и составляют Церковь. «Много ли из нас умных, много ли сильных, много ли красивых?», — говорит апостол Павел. Но ничего не значащих избрал Бог, чтобы построить из этих незначительных, с человеческой точки зрения, людей, Себе — храм, Себе — жилище Божье, Духом созидаемое, потому что, на самом деле, важно то, что у человека внутри. В этом глиняном, кирпичном сосуде заключена вся его жизнь, не ведомая никому, но ведомая Богу, ибо перед Богом своим человек живёт и переживает и предательство друзей, и предательство детей, и их нелюбовь, и горе их; переживает разрушенные надежды и страдания плоти, непонимание людей и внутреннее одиночество. И всё это переживает он перед Богом, — и это ценно. И именно таких людей — множество. Именно эти имена мы сегодня слышали в родословии Иисуса Христа, — не известные миру, но известные Богу. И мы сами являемся родословием других людей. Мы — цепочка в родословии каких-то иных людей, которые, быть может, когда-то сделают великое и прославят свой род, и прославят свой народ. Но то, что они родились, то, что их бытие стало возможным потому, что кто-то маленький и незаметный передал своё страдание и боль, свою радость и жизнь такому же маленькому и незаметному. И тот, кто из них тоже передаст, делал своё дело, никому не ведомое, но очень важное. Они хранили веру и любовь. Они сохранили её, как в двадцатом веке, пронесли через всё горнило страданий и сохранили веру. Моя бабушка родилась в 1903 году, и мы помним её. Я помню, как она, дождавшись, когда мы уснём, подходила и крестила нас, читая молитвы, никому не говоря об этой вере, нигде её не показывая. Только ночью, походя, нас крестя. И мы ждали, не засыпали, чтобы дождаться, когда придёт бабушка и перекрестит. Хотя, что мы знали тогда — пионеры Советского Союза? Но мы ждали. Сердце наше горело, чтобы это было нам явлено, чтобы кто-то нас благословил на ночь, на жизнь. И так же было до бабушки. И так же будет после бабушки. И сколько я ни встречал людей, по-настоящему верующих, — они всегда в своей вере на что-то опирались: какие-то воспоминания детства или юности, какой-то человек, посланный им в своё время, чтобы утвердить их в вере. И они — некогда неверующие — становились верующими. Для них этот человек был значимым — каким бы неважным он ни был — он был значимым для них. И вот так вот, от человека к человеку, — вера одного рождает веру другого. И тот рождает веру третьего и четвёртого, — и так в истории созидается Церковь, созидается Тело Христово. И мы все — живые камни. И мы все кому-то должны передать веру. Конечно, наше человеческое нутро думает, что это будут наши дети или наши внуки. Может быть, — да, а, быть может, и нет. Но никогда, никогда не будет до последнего дня мира, чтобы вера одного человека не была унаследована верой другого человека. Хотя, быть может, совсем не так, как нам хочется — не по крови, но всё равно кому-то мы свою веру передадим, кому-то своё страдание поведаем, кому-то свою надежду выскажем. И не будет наша жизнь напрасна, если хоть кто-то один на земле услышал от нас слово веры и загорелся ею. Аминь».

Автор: Константин Корепанов Видеозапись: Сергей Комаров Текстовая запись: Светлана Наумова, Елена Плотникова.

Добавить в избранное 💚