Вернуться к списку

Проповедь иерея Константина Корепанова в праздник Сретения Господня (15.02.2023)

Добавить в избранное 💚

#оКонстантинКорепанов 15 февраля 2023 года. Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня Святая Церковь празднует праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Сретения — значит, встречи. Встреча происходит очень интересно: по закону Моисея, на сороковой день нужно принести всякого первого рождённого мальчика в храм Господень и посвятить его Богу. То есть, взять и посвятить — пожертвовать своего первого мальчика Богу. Понятно, что на такой поступок мало кто решится, — поэтому Господь не повелел делать так в точности, — а этого отданного Богу ребёнка выкупàть; то есть, вы отдаёте ребёнка Богу, а потом его выкупàете; богатый человек приносит богатый выкуп; бедные люди, как Мария и Иосиф, приносят маленький выкуп, — всего лишь птиц, голубей, — и эта кровь считалась достаточным выкупом для того, чтобы ребёнка забрать к себе домой. Этот чин был установлен для того, чтобы израильский народ помнил, какой дорогой ценой была оплачена его свобода. Ибо всякий человек должен всегда помнить, — в принципе — помнить своих родных, помнить отца и мать, дедов и прадедов, свою страну и, главное, помнить благодеяния Божии, которые оказывает ему Господь и ту цену, которую заплатит Бог за то или иное благодеяние, оказанное нам. Человек должен расти в памяти, он никогда не должен забывать того прощения, которое он получил, той милости, которую ему даровал Господь, той радости или того богатства. Весь смысл Ветхого Завета — в том, чтобы человек помнил всегда всё добро, всё благо. И мы, Церковь Нового Завета, поставлены в точно такие же условия, — мы должны помнить. Христос, уходя к Своему Отцу, говорит: «Сие творите в моё воспоминание». И, пока вы помните, — памятным образом совершаете память о Моей смерти, о Моём Воскресении, о Моей Жертве, причащаясь Моей Крови, вы — Мои. Как только вы забыли, как только вы не помните, не причащаетесь, или причащаетесь без памяти — просто сладкой водички, не сознавая, Чему я сейчас причащаюсь, Что я сейчас вкушаю? Что именно я делаю, когда подхожу к Чаше? Если я забыл об этом, то моя связь с Богом прерывается, — и тогда приходит зло и в моё сердце, и в мою семью, и в мой народ. И вообще — всё это человеческое и историческое бывает, когда человек забывает, чтó делает его свободным. Вот, приходит, например, человек на исповедь, и рассказывает свой грех, другой грех, третий, пятый, — может, он целую тетрадку с грехами принёс; может быть, эти грехи маленькие, — а, может быть, великие, типа измены мужу, аборты, отречение от Христа. И человек думает, что одного только слова, сказанного им: «Господи, прости!» достаточно, чтобы Бог его простил. И он недоумевает: почему это, собственно, я не чувствую облегчения? Потому что ты думаешь, человек, что, говоря Господу: «Прости!» ты получаешь прощение только потому, что ты сказал: «Прости!» Богу. Миллионы людей задолго до тебя говорили то же самое, и шли в вечную смерть и вечную гибель. Потому что само по себе слово «прости» ничего не значит. Оно и у нас-то ничего не значит. Человек может обидеть, плюнуть в душу, предать, — и сказать: «Прости, это я так по глупости сделал». Сделать-то ты сделал, — но ты теперь жить будешь с этим! Даже у нас слово «прости» должно же что-то значить! Но, когда мы просим прощения у Христа, мы должны всегда помнить, и это важнейшее условие совершения Таинства покаяния, — что прощение мы получаем потому, что Христос за нас умер и даровал нам этот Свой дар — прощение наших грехов. Не потому, что мы сказали: «Прости!», а потому что Бог умер, мы получаем прощение. Если мы забываем, какая цена заплачена за то, что мы были прощены, в любой момент, когда мы захотим сказать Богу: «Прости!», мы отлучаемся от Христа, ибо причастными ко Христу, делает нас наша память. Мы помним о том, что мы — крещёные; мы помним, что мы являемся храмом Святого Духа; мы помним, что Бог нас простил, потому что умер за нас; мы помним и причащаемся Телу и Крови, чтобы соединиться с Ним, и стать с Ним одним целым, и получить не только очищение нашего сердца, но и благодать идти и поступать так же, как Он. Если мы забываем всё это, то тогда всё становится просто формальностью, просто ритуалом, просто обрядом — и уже не животворит. Наполняя это смыслом и содержанием, живой связи с Богом только наше сознание того, что вы делаете. Сознание и переживание. … Окончание — в первом комментарии к этому видео.

Окончание текстовой заповеди проповеди (начало — в описании к этому видео): «И вот, Матерь Божья, исполняя закон, приносит Своего новорожденного Сына Иисуса в храм, чтобы исполнить веленое, и исполняет. И навстречу Ей в сретение выходит дивный старец Симеон, который жил очень долго, ибо Дух Святой известил его, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира. И он выходит, видит в Духе Святом, что это и есть Спаситель, и говорит удивительные слова: «Сей Младенец лежит на падение и восстание многих в Израиле. Сам же Он будет пререкаемым знамением». Ну, и дальше говорит о том, что относится к Богородице, но не только к Ней. Но я хотел бы остановиться на этих словах: «на падение и восстание многих в Израиле». То есть, многие, которые думают, что они лежат в грязи — блудницы, мытари, грешники, воры, бандиты и расслабленные душей и телом люди встанут. А те, кто думает, что они — святые и праведные, что они — оплот человечества, что они — образец нравственности и чистоты, они падут, потому что вдруг выяснится, что их нравственность лжива. Ибо если человек подлинно нравственный, — он, увидев Христа, склонит перед Ним колени. Если человек не склонил колени, он — лжец. Он лжет, что он — нравственный человек, потому что он не признал праведности в Праведном. Значит сам он — не праведный. И поэтому удивительным образом этот Человек Иисус Христос Сын Божий идет по миру через Иудею, через Палестину, Галилею, через мир, через эпохи истории. И одни, которые думают, что стоят — падают, а другие думают, что лежат — и встают. Итак, одни будут первыми, а другие будут последними, одни пойдут в жизнь вечную, а другие пойдут в погибель. И вовсе не так, как постоянно упрекают меня люди, говоря, что, конечно, вы все там — святые, спасетесь. Нет. Святые не спасутся. Спасутся только грешники, но грешники, которые узнали, что они – грешники, и во Христе увидели Того, Кто пришел их спасти. И потянутся к Нему и скажут: «Я Твой, Господи, Твой. Исцели меня от греха и позволь мне исполнить то, что Ты мне велишь исполнить. Позволь исполнить волю Твою. Позволь рассказать о Тебе и делом, и любовью, и словом. И до скончания века, до конца времен Христос будет пререкаемым знамением. О Нем будут спорить, в Него будут не верить. И наше возмущение тем, что очередной человек, близкий родственник не поверил нам, ничего не стоит. Всегда люди будут не верить во Христа и всегда будут верить во Христа. Пока стоит мир, всегда будут одни верить, а другие не верить. И невозможно это изменить, потому что один, встретившись со Христом начинает Его ненавидеть, а другой начинает Его любить. И это разделение человечества проходит порой очень близко к сердцу каждого человека. Не кто-то там неверующий, а мой муж или жена, мой сын или дочь, мой отец или мать могут быть неверующими, и мы не можем это изменить, потому что это его личное отношение ко Спасителю. Не знание, не чтение или нечтение разделяет человека от Христа, — а сердце. Либо он, услышав о Нем, воспламеняется к Нему любовью, либо, услышав о Нем, воспламеняется к Нему ненавистью. И разделение это пройдет до самого последнего дня мира, до дня Страшного Суда, чтобы, наконец, были открыты помышления всех сердец человеческих. И весь мир узнал, что́ на самом деле в сердце у каждого человека. Аминь».

Автор: Константин Корепанов Видеозапись сделана служителями Свято-Троицкого собора и опубликована на ютюб-канале собора: https://youtu.be/gcrvUJNX8FI Текстовая запись: Светлана Наумова и Елена Плотникова

Добавить в избранное 💚