Вернуться к списку

Проповедь иерея Константина Корепанова. Об отношении ко злу вокруг нас (16.02.2023)

Добавить в избранное 💚

#оКонстантинКорепанов 16 февраля 2023 года. Попразднство Сретения Господня. День памяти праведного Симеона и пророчицы Анны. Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня попразднство Сретения, и традиционно, на другой день праздника, Церковь вспоминает тех людей, которые послужили совершению этого праздничного, знаменательного и таинственного события. Поэтому сегодня день памяти святого праведного Симеона, державшего на руках младенствующего Бога, и святой пророчицы Анны, которая всю жизнь прожила при храме и удостоилась встретить своего Спасителя. Удивительные люди живут порой на земле. Вот — Анна, дочь Фануилова. Она вышла замуж в юности своей, лет в 16 или 17, прожила семь лет в браке, потом муж умер, — нам не известно, по какой причине: война, или драма на охоте, или болезнь, — но муж оставил её одну. И сейчас-то вдовам несладко, а в те времена было особенно тяжело, потому что никаких субсидий от государства, никакой зарплаты у неё не было. Оставшись без мужа, женщина была лишена покровительства мужчины, поэтому бедствовала. В силу бедственного их положения, Бог и принимал всех вдов под Свой покров. Но каждый, естественно, решает эту проблему, как может, — а она всю жизнь ходила в храм; ходила, молилась, служила, как могла, помогала, — и Бог сохранил её, и она была сыта не грешила, — и она стала пророчицей, ей стала открыта воля Божья. Если бы сейчас обездоленный человек ходил в храм каждый день, — через год или два все проблемы его решились бы. Надо просто ходить в храм, просто молиться, просто положить Бога в основание своей жизни. Но мы не так делаем, мы все возмогаем суетою своею, мы все хотим сами решить все свои проблемы, — и финансовые, и личные, и семейные, и проблемы со здоровьем. И даже проблемы исторические пытаемся решить, ничего не меняя в своей жизни. Если бы человек начинал каждый день с того, что здесь, в храме он приобщался Божественным, благодатным энергиям, изливающимся на него, ибо Дух Святой сходит на всех стоящих в храме, — то жизнь у всех людей была бы другая. Если бы он к этому бы ещё прибавил исполнение заповедей Христовых, и стал бы их исполнять не так, как он себе придумал, — а так, как они написаны: «не суди, прощай, молись за всех, кто делает тебе плохо» — то и страна, и мир, и семья, и конкретная человеческая жизнь была бы другой. Но люди живут, как хотят, и это своё «как хотят» выдают за волю Божью, — поэтому и мучаются, и страдают все. И жизнь каждого человека, и семья, и жизнь народа, и жизнь церковной общины. Ничто так не умеет делать человек лучше всего, как подменять волю Божью своей собственной волей, своими собственными хотелками и размышлениями, — всякий раз, когда он хочет, выдавать это за волю Божью. Это очень хорошо у человека получается, и поэтому все мы пребываем неисправленными. И сегодня вновь, как и вчера, нам читались слова Симеона Богоприимца, которые он сказал слушающей его Деве, — и нам, в том числе, — указывая на Младенца: «Сей пришёл на восстание и на падение многих в Израиле, и будет Он Знамением пререкаемым, — о Нём будут спорить,» — а потом, обращаясь к Марии: «Тебе же самой оружие пройдёт душу, чтобы открылись помышления многих сердец». В исполнении слов старца Симеона мы часто видим Пресвятую Богородицу, стоящую у Креста с ножом в груди. Это, конечно, символика, но символика вполне понятная, потому что Она видела, как убивают Её Сына. Она видела и стояла рядом, — а что́ бы делали мы, если бы нашего сына убивали на наших глазах? Как бы мы злословили и проклинали этих убийц! Если бы были силы, то как бы мы возмущались! Как бы мы рвались, как бы мы употребляли все усилия, чтобы отменить предначертанное! А Она стояла и смотрела. Её сердце не было равнодушным, — как почему-то многие, если видят, что человек не возмущается, не гневается, не воздаёт злом за зло, то это — равнодушие, — нет, боль проходит сердце! А разве мы не в таком же положении, как Она? На наших глазах убивают Бога, убивают каждый день. Иногда и мы сами являемся Его убийцами, иногда мы сами Его ненавидим, восстаём против Него, кричим Ему в лицо разные плохие слова, но чаще — всё-таки, мы христиане — мы стоим и смотрим, как это делают другие. Что мы предпочитаем? Привычную реакцию возмущённого человека — или ту, которую явил Христос, позволяя Себя распять, — или ту, которую явила Матерь Божия, — просто молча страдать? Но эта боль пронзает самую глубину сердца, Она знает, что так должно быть, и эту боль нужно выдержать — просто выдержать, вытерпеть. Она не знает о Воскресении, хотя Он и воскреснет; Она просто знает, что так должно быть, — и значит, это нужно терпеть… … Окончание — в первом комментарии к этому видео.

Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео): «И эта боль, пронзающая сердце Его Матери, — это то, что пронзает каждого человека во все дни его жизни, ибо все мы живём в неправедном мире, в мире, где торжествует зло, а не добро… Но зло побеждается не злом. Зло побеждается верой и терпением, любовью и смирением. Когда мы видим, что распинают нашего Бога, мы понимаем, что так должно быть, и мы соглашаемся принять эту боль вместе с Его Матерью. Если мы соглашаемся, то это наше согласие открывает наше сердце, оно показывает, что мы — истинные рабы Христовы. А если мы не хотим принимать эту боль, если хотим восстать, возмутиться, ниспровергнуть этот мир, — как нам кажется, во имя утверждения справедливости и добра, — то крови, зла, насилия, неправды становится больше, страдающих становится больше, и это открывает помышления нашего сердца, что мы — не Христовы, что мы только прикрываемся Его именем, искажёнными, исковерканными Его словами, и не способны принять боль, которую приняла Она, которую принял Он, — которую принимали все от века люди, понимая, что мир лежит во зле, и зло это торжествует. Но единственный, кто может остановить это зло, — это Бог. И, только соглашаясь страдать вместе со Христом, мы низводим благодать Святого Духа на этот мир, и эта благодать упраздняет силу зла, разрушает козни врагов, — и торжествует добро, временно — и только тогда, когда есть люди, соглашающиеся терпеть несправедливость и неправду, согласные терпеть жестокость и насилие, согласные лучше быть убитыми, чем отвергнуть страдания, посылаемые нам Богом. И вот так раскрываются помышления многих сердец: что они хотят? Хотят они мир изменить, чтобы в нём хорошо было жить, — или они хотят себя изменить, чтобы сердце их могло молиться вместе с Христом с креста: «Отче, прости им, не ведают, что творят!» Если мы — Христовы, то должны научиться у Него тому, о чём Он Сам говорит: «Научитесь от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим» Надо научиться, прежде всего, вере, а по вере — научиться терпению. А, потерпев, мы стяжем любовь, — или мир, который способен изменить людей вокруг. Аминь.»

Свернуть

Автор: Константин Корепанов Видеосъёмка: Александра Павлова Текстовая запись: Елена Плотникова

Добавить в избранное 💚