Вернуться к списку

Проповедь иерея Константина Корепанова в Неделю 2-ю Великого поста (12.03.2023)

Добавить в избранное 💚

#оКонстантинКорепанов 12 марта 2023 года. Неделя 2-я Великого поста. Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня вы вновь слышали историю о том, как был исцелён расслабленный человек. Когда Господь наш Иисус Христос ходил по земле во дни Его земной жизни , таких чудес было множество: и прокажённые, и слепые, и расслабленные — каких только болезней не было, — болезней только исцелённых и перечисленных на страницах Священной Истории Нового Завета; — просто изобилие, фонтан чудес! Исцеляется всякий человек, приходящий ко Христу. И вот, очередное исцеление — расслабленного. Оно отличается от множества прочих исцелений только тем, что оно предваряется неожиданными для многих людей словами Господа нашего Иисуса Христа. Он мог просто исцелить, как делал Он это всегда — множество раз. Но Он говорит: «Прощаются тебе грехи твои!» — и, естественно, присутствующие здесь умные, грамотные, начитанные люди, — книжники и фарисеи, говорят: «Как это так? Кто ты такой, чтобы прощать грехи?» И Христос им отвечает: «Чтобы вы имели представление, что Я могу прощать грехи, — Он говорит расслабленному: — Встань и ходи!» Вообще-то Он и до этого всегда исцелял, это не первое великое чудо исцеления. Но так косен человек, так он удивительно не может верить, — так трудно человеку верить! Конечно, нам кажется, что мы-то — верующие, мы в храм ходим. На самом деле, наша вера не то, что маленькая, — в сущности, её совсем нет. Ну, хотя бы просто потому, (чтобы не говорить об этом), что Христос сказал: «Если будете иметь веру с горчичное зерно, то сможете переставлять горы». Мы горы переставлять не можем — значит, вера наша ещё меньше. Просто мы много мним, думаем о себе. Вот так и эти люди, книжники и фарисеи, — думали, что они — сильно верующие, хотя, на самом деле, всё их действие было заключено в том, чтобы скрупулёзно исполнить все заповеди Божьи. Вот, прочитали — и выполнили; вот, прочитали — и сделали. Вот тут так написано — и я тоже так сделаю. Мы — жалкое, мерзкое подобие этих людей, потому что, в сущности, мы делаем так же. Мы стараемся исполнить то, что считаем правильными законами, заповедями, но не столь точно, не столь скрупулёзно, как они. Мы всегда находим себе оправдания в наших ошибках и грехах, и не исполняем, на самом деле, ни заповедей Божьих, как они были записаны в Священном Писании, — ни новозаветных, данных нам Иисусом Христом, — мы не исполняем ничего. Но думаем мы то же самое: мы думаем, что вера — это соблюдение заповедей. И вот, первый же случай, когда Христос делает то, что, казалось бы, Он не должен делать, прощая грехи, — Он спрашивает: «Как вы думаете, что легче? сказать ли человеку: прощаются тебе грехи? или сказать: встань и ходи?» Понятно, что сказать: «прощаются грехи» легко, никто же проверить не сможет, простились грехи или нет. А вот сказать: встань и ходи — трудно, потому что сразу будет видно, что ты лжец, и твои слова ничего не значат. И поэтому Он делает знамением исцеление расслабленного человека, — как подтверждение Своего права и возможности прощать грехи. Если расслабленный встал — значит, Я имею право прощать грехи. Но проверить этого нельзя. А почему Ты, собственно, можешь прощать грехи? Ведь каждый из присутствующих тогда в этом доме иудеев должен был бы пасть ниц. Собственно, из их же слов исходя, он должен был бы распростереться перед Христом, потому что, с их собственных слов,— если Он может исцелить расслабленного, — значит, это Его второе слово тоже действенно, — значит, Он может прощать грехи. А если Он может прощать грехи — значит, Он Бог. Значит, нужно пасть перед Ним на колени, склониться в благоговейном трепете и попросить о милости. Но они этого не сделали. Так всегда бывает у человека, неверующего человека. Он задаёт много вопросов, он говорит много слов, но ни одно из этих слов он не хочет исполнять, ни одному из своих собственных слов он не хочет следовать. Слова он говорит только для того, чтобы оправдать своё неверие, и поэтому такие люди проходят всегда мимо того, что перед ними раскрылась Божественность Христа. Но чем мы отличаемся от них? Чем мы отличаемся от этих людей, этих книжников и фарисеев? От этой толпы немощных, расслабленных, прокажённых? Мы ведь тоже не верим! Ведь что такое. . Задумаемся о прощении грехов: никто не может прощать грехи, как только Бог… ..

Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео): «А почему Христос расслабленному прощает грехи? Почему? Что сделал расслабленный, чтобы ему простились грехи? Скажите мне, — что? Он — расслабленный, он не может молиться, он не может поститься, он не может ходить в храм, он не может класть поклоны: он парализованный. Он ничего не может делать, он такой, как наши мамы и отцы, за которыми мы ухаживаем — ладно, если говорить могут. За что же ему Бог прощает грехи? За какой подвиг? За какую добродетель? За какое качество его души Бог простил его грехи? И мы ничего не видим. Он прощает грехи просто потому, что хочет; потому что Он, Бог, так захотел — простить грехи этому человеку. Всё просто, мы знаем эту историю наизусть, мы слышим её в год не один раз. Мы даже читаем разные умные книжки о том, что Бог пришёл в мир, чтобы грешников спасти и простить им грехи. Но каждый раз, приходя, мы думаем, что грехи прощает Бог за то, или за другое, а не прощает — за то или другое. Нет, Бог прощает грехи или не прощает грехи просто потому что Он хочет или не хочет. Нам нечего принести Ему взамен своих грехов. Поэтому Он приемлет только один дар, или два — но они суть одно и то же: это вера в то, что Он благ и человеколюбец, и прощает грехи надеющимся на Его милость — или, попросту говоря, смиренным. Когда мы приносим Богу только сердце сокрушенное, смиренное наше сердце: «Господи! Мне нечем перед Тобой оправдаться, мне нечего Тебе принести! Прости меня!» И Христос простит. Почему? Потому что Он так хочет. Во всех молитвах — покаянных, исповедальных — мы ставим, как единственное условие прощение наших грехов, Его благость, щедрость, милость, человеколюбие: «Прости меня, потому что Ты — благ и щедр! Прости меня, потому что Ты милостив и человеколюбив!» Ура! Можно просто прийти ко Христу и сказать: «Господи! Я согрешил безмерно, прости меня!» — и получить прощение. Но я надеюсь, что каждый это прощение получил! И мы скоро будем вспоминать житие преподобной Марии Египетской, которая совершила великое множество грехов, которых нам, к счастью, никогда не совершить. И только один её вздох, одна её вера, одно только сокрушенное движение сердца сделало её прощённой и оправданной Богом. И мы тоже должны через это пройти, иначе какие мы христиане? Мы даже не фарисеи, мы даже не книжники и не законники, потому что мы и закона-то не знаем, и исполнять ничего не исполняем. У нас нет другого выхода, как просто взять и сказать Господу: «Прости!» — и Он простит. И всё бы хорошо, но мы почему-то думаем, что простить Христос должен только нас. А вот соседа — «Господи! А его-то за что?» Или: «а соседку — за что? а эту блудницу за что прощать? Она столько нагрешила! а этого пьяницу? а этого чиновника, — залгавшегося, заворовавшегося человека, его-то — за что прощать? Меня-то ладно, я — хороший, а его за что?» Если Бог прощает всех только потому, что хочет, — надо просто признать за Ним это право: Он — Бог, кого хочет — милует, кого хочет — ожесточает. И Он не ошибается — ни в Своей правде, ни в Своей любви никогда Он не ошибается, потому что Он Бог. Если мы думаем, что «меня простили потому, что…» (неважно, почему), а другого нельзя простить, потому что он грешник, — мы никакие не христиане, и веры в нас нет. На самом деле, мы надеемся на свои куцые усилия просто потому, что десять раз вошли в храм — ну как же нас не простить-то? Мы тут целую службу выстояли! Целых полтора часа! Бог просто обязан нас простить! Нет, Он никому ничего не обязан! Даже если бы мы простояли тринадцать часов, или пятнадцать часов, как монахи на Афоне, — и тогда бы что-то получили от Бога только потому, что Он хочет, или потому что он не хочет. Наша задача — не обивать Его пороги, а поверить в Его щедрость, милость и благость. Но если мы верим в эту щедрость, милость и благость, — то верим и в отношении себя, — и в отношении другого. Если меня можно простить — можно простить и этого негодяя. Если можно простить меня, то можно простить и этого человека. В этом состоит начало (только начало!) христианской веры. Если мы не можем этого принять, мы — даже ещё не верующие. И очень, очень важно — смириться и понять, что Бог пришёл в мир грешников спасти именно потому, что грешники сами спастись не могли. И Он пришёл, чтобы всем нам всё простить, и поставил нам только одно условие: «Как Я прощаю вам всё, так всё вы простите всем, — и будет вам вечная жизнь». Аминь».

Свернуть

Окончание — в первом комментарии к этому видео. Автор: Константин Корепанов Видеосъёмка: Евгений Панферкин Текстовая запись: Елена Плотникова

Добавить в избранное 💚