#оКонстантинКорепанов 26 марта 2023 года. Неделя 4-я Великого поста. Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга на тему евангельского чтения об исцелении бесноватого отрока (Мк. 9: 17-31). Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня вы слышали Евангельскую историю, очень динамичную, в контексте событий евангельских очень напряжённых, шумных. Когда Христос спускается с горы Преображения, Он видит волнующийся народ, слышит какой-то шум, нестроение. Он подходит и спрашивает: «Что случилось?» Ему говорят: «Тут есть один юноша, одержимый бесами, и ученики не смогли его вылечить, не смогли изгнать беса. Отец ходатайствует за своего сына: “Если можешь что-то сделать, сжалься над нами, умилосердись, помоги нам! С детства он так мучается”. Христос посетовал на то, что народ этот жестоковыйный, и говорит отцу: «Если можешь веровать, то всё возможно верующему.» И отец говорит — со слезами говорит: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» И тогда Христос изгоняет беса, исцеляет юношу, — а когда потом приходит в дом, ученики спрашивают: «Почему мы не смогли исцелить этого мальчика? Почему мы не смогли изгнать беса?» И Христос отвечает им: «Сей род изгоняется только молитвой и постом.» Такая вот история, содержательная; здесь очень много удивительных откровений о том, что происходит с человеком. Вот, например, обличение народа Христом. «О, род лукавый и прелюбодейный! Доколе буду с вами, доколе терплю вас?» Чем это вызвано? Что особенного сделали эти люди? Чем они виноваты? Как бы мы сказали: чем виноват человек, если такая беда у него случилась? Чем виноваты люди, не могущие изгнать бесов? Они всего лишь люди! Тебе хорошо говорить: Ты — Сын Божий, — а что делать им? На самом деле, когда человек — даже святой человек, духовный человек, — не Сын Божий, — а просто человек, как говорит апостол Павел, «впитавший ум Христов», — даже он приходя к нам, людям, вздыхает очень тяжело, потому что он видит, что, на самом-то деле, почти во всём, что происходит в нашей жизни, виноваты мы сами. Почему ребёнок с детства стал бесноватым? Почему с ним случилось то, что не должно было случиться? Ну ладно, — человек взрослый, — он какими-то своими делами сделал так, что стал одержимым бесами, — но как ребёнок-то мог сделать что-то, чтобы стать одержимым бесом, чтобы так мучиться и страдать? Он же ничего плохого ещё не сделал, а уже мучается. Почему? Люди всё время задают вопрос: почему? Почему страдают люди вообще, и особенно — дети почему страдают? И, конечно, этот вопрос предполагает очевидный ответ, — очевидный: Господи, куда Ты смотришь? Почему даже невинные дети страдают? Как плохо Ты устроил этот мир! Ведь невозможно, если бы не было Христа в тот момент в том месте, ребёнок бы на всю жизнь остался таким. Он бы не мог ни разу порадоваться жизни. За что? Почему? Это как же нужно жить его родителям, что нужно было делать его родителям, чтобы такой родился ребёнок? Ведь случайного ничего не бывает. Это до какой степени нужно обнажиться от естественной защиты Божьей, что такое происходит с ребёнком? Мы всё время обвиняем Бога, и никогда не хотим обвинять себя: что это наша собственная жизнь привела к тому, что мучимся и мы, и наши дети. Это не Бог их наказывает. Если вы решили построить дом на болоте и пьёте болотную воду с червяками и тараканами, если вы живёте в этой гнили и дышите болотным воздухом, — разве Бог в этом виноват? Выйдите из болота, поселитесь в месте светлом, чистом и сухом — и все проблемы детей пройдут, — и ваши тоже; никто не заставляет вас жить на болоте. Никто не заставляет человека питаться падалью, никто не заставляет его есть что-то скверное, никто не заставляет его грешить, — но он делает это. И когда он делает особенно страшные вещи, зная, что это — страшные и тяжёлые вещи, — он обнажается, он лишается благодати Божией. Конечно, он может примириться с Богом хотя бы как в Ветхом Завете: принести покаяние и слёзы, как Давид, принести очистительные жертвы, помолиться, — но он ничего этого не делает, но считает себя вправе говорить: «Не знаю, почему это произошло!» И поэтому Господь упрекает этих людей: «Род лукавый и прелюбодейный!» То есть, — вы, люди, всегда лукавите, вы не можете прямо смотреть на вещи, чтобы обвинить самого себя: «Да, Господи, это я виноват! Это плоды моей жизни, это я так жил, что попал в психбольницу; это я так жил, что меня избили; это я так жил, что сейчас ничего не могу, что у меня нет средств к существованию; это я довёл себя до этого состояния!» Стоит только человеку так сказать, — и сразу потоки милости Божией обрушиваются на него. .. Окончание — в первом комментарии к этому видео. Автор: Константин Корепанов Видеосъёмка: Андрей Серафимович Текстовая запись: Светлана Наумова и Елена Плотникова.