#оКонстантинКорепанов
25 декабря 2022 года, Неделя 28-я по Пятидесятнице.
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга. На богослужении читался отрывок из Евангелия от Луки о брачном пире (Лк.14: 16–24 ).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали притчу о брачном пире, притчу о званых на брак. Эта притча читается также воскресным днём (читается Евангелие от Матфея), а сегодня читалось Евангелие от Луки.
Представим себе обычный восточный порядок вещей, обычное восточное государство; — и есть царь, султан — как хотите, его называйте; есть вельможи, есть обычные люди: ремесленники, купцы, предприниматели, — и есть обычная голытьба, простые люди, которые на улице занимаются чем придётся, подённой работой, или просят милостыню, — обычная социальная структура большого восточного города.
И вот, султан собирает брачный пир, он женит своего сына, и ещё загодя он разослал приглашения всем вельможам, о том, что в такой-то день будет брак его сына. Но когда пришло время ехать на брак, эти вельможи отказались; в общем-то, не очень и хотелось: подумаешь — брак царского сына! Обидно, вообще-то: они тоже могли бы быть султанами, могли бы занимать такое же высокое положение в этом городе; им и завидно, и обидно, — да не очень-то надо. Конечно, надо бы почтить султана, — но ведь он заставит поклоняться и своему сыну! Так что надо найти предлог, чтобы не ехать: мне этот пир ничего не даст, — интереса никакого, — а неприятностей и унижения для моего самолюбия — сколь угодно. Поэтому не пойду я; только надо придумать отговорку, надо придумать, почему я не пойду.
И каждый придумывает свою отговорку именно заранее, подстраивая какие-то решения своих социальных или личных проблем к тому времени, когда будет свадьба царского сына. Потому что если царь увидит, что я обманул, — он, конечно, накажет. А тут — всё правильно: я действительно купил волов, действительно купил землю; действительно женился. Уважительная причина, — могу не явиться.
Тогда царь зовёт средний класс, — обычных ремесленников и купцов. Ремесленники и купцы думают: это, конечно, хорошо: никогда во дворце мы не были, никогда ничего там не видели. Пир, наверное, будет замечательный, — очень интересно побывать на царском пиру, тем более, на брачном, — это же самое прекрасное пиршество, которое только может быть. Но ведь надо одежду найти, надо подарки принести, чтобы понравились, надо придумать что-то оригинальное, надо на это деньги потратить, — конечно, скорее всего, это мне компенсируют чем-то, — но, опять-таки — головная боль: надо думать, думать, думать, от чего-то отказаться, от каких-то планов, уже построенных на этот день: меня-то, в отличие от вельмож, заранее не предупредили! Надо менять свои планы. В общем-то, интересно сходить, — но определённые проблемы это мне создаёт. Но, опять-таки: не прийти на брачный пир — расстроится, разгневается. Я — человек маленький, будет мне плохо.
И поэтому он идёт, — идёт, потому что надо. Потому что есть, конечно, маленькая радость от переживаемого мира: такого-то я точно не видал. Но и определённые трудности тоже есть. Так что иду я где-то — с охотой, а где-то — без охоты.
И царь зовёт голытьбу, босяков, уличных людей: Идите на пир!
Что сделают они?
Ни минуты не думая, ни секунды не размышляя, подобрав подол своих длинных восточных одежд, бегом побегут на этот пир, за три дня очередь во дворец займут, чтобы поскорее попасть, и будут терпеливо и терпеливо ходить вокруг дворца, ожидая: когда же, наконец, начнётся пир? Вот бы скорее туда попасть! Не думая ни о чём: ни о делах, — потому что у них нет никаких дел, — ни о подарках: царь зовёт нас, зная, что подарков мы не подарим — какие с нас подарки? У нас только рваные одежды, а он — новые даёт, чтобы мы сидели красивыми на пиру!
Они ни о чём не думают, кроме ожидающего их пира. Всё же — просто, всё понятно.
А мы — кто? А мы как идём на этот пир?
А какой пир? О каком пиру вы говорите? Нас же зовут сюда для чего? Нас зовут сюда, чтобы поститься, молиться, делать добрые дела, давать милостыню. Что делать-то? Конечно, спастись хочется, но без этих добрых дел и молитв не спасёшься, поэтому надо что-то делать, — и вот, мы идём, думая не о том, что нас ждёт пир, а о том, что нам нужно что-то делать, какой-то труд нести, какое-то доброе дело сделать, — а то ведь не пустят! А то ведь потребуют чего-нибудь!
А некоторые настолько ожирели, что и идти не хотят: Что я в этом храме не видал! Что я в этом Евангелии не читал? Что я в этих религиях не видел? Всё понятно, всё известно! Всё, как везде, нечего делить! …
Окончание — в первом комментарии к этому видео.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергей Комаров
Текстовая запись: Светлана Наумова. Елена Плотникова.