Проповедь священника Константина Корепанова.
Неделя 1-я по Пятидесятнице, всех святых.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Традиционно, в следующее воскресенье после дня Святой Троицы, празднуется Неделя всех святых. Всех святых, — сколько их было от века, от начала времён, как сегодня читалось в Апостольском чтении, — вспоминались и Авель, и Ной, — и даже до сего дня, — сколько их, святых, ни было — всех сегодня вспоминаем, ибо это есть плод деятельности Святого Духа. В прошлое воскресенье мы вспоминали сошествие Святого Духа, — и вот, плодом этой жизни, данной человеку, плодом Святого Духа и явились святые люди, какие-то — прославленные, какие-то — не прославленные. Кто-то и знать не знает про этих святых людей, какие-то из них чудом стали известны, потому что где-то на излёте их земной жизни кто-то с ними встретился. Велик сонм этих людей, и все они сегодня вспоминаются, — по сути дела, это и есть Церковь, Церковь святых, — Церковь как собрание людей, принявших и сохранивших жизнь, и потому ставших святыми.
Мы ведь часто в себе думаем, — так уж мы в наше «вневременье» отделились от течения времени церковного, — мы думаем, что святые — это некие праведные и совершенные люди, наподобие какого-нибудь буддийского монаха, который оставил всё, стал совершать разные подвиги, чтобы достичь духовного совершенства, уединяется в пустыне, там борется с разными искушениями, с духами злобы, — вот этот человек достиг совершенства, — он и есть святой. Но, если мы посмотрим хотя бы в известный нам перечень святых, — среди них, конечно, есть и такие подвижники: и Онуфрий Великий, и Антоний Великий, — но среди этого сонма подвижников бо́льшая часть людей жила обыкновенной жизнью, человеческой жизнью: пахали землю, ходили в храм, помогали бедным, делились своим имуществом, и всяческим образом в этой мирской, так сказать, человеческой жизни исполняли заповеди Божии. Среди них были богатые и бедные, были и очень умные, и совершенно неграмотные люди, были люди славные и бесславные; были и женатые, и замужние, многодетные и бездетные, самого разного рода и чина, — но эти люди стали святыми не потому что от чего-то они отказались, а потому что в день своего крещения они приняли благодать Святого Духа. Они приняли эту жизнь, дарованную нам Богом и сохранили её, принеся плод Святого Духа. И если мы, опять-таки, посмотрим в «Послание к галатам», мы узнаем, что́ есть плод Святого Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, кротость, милосердие, вера, воздержание. Там ничего не сказано о сухой плоти, там ничего не сказано о том, что человек должен от всего отречься, — наоборот: он излучает милосердие, любовь, кротость и радость — это и есть плод жизни во Христе. Мы себе совсем не так представляем подвиг и аскезу. Конечно, нужно и отречься от своего «я», от своих хотелок — но ради чего? Ради того, чтобы свершилась воля Божья, ради того, чтобы ближнему было хорошо. Вот: я хочу спать но надо упокоить ближнего, нужно, чтобы он отдохнул; я хочу есть — но надо накормить того человека, который голоден больше, чем я, — ему это нужнее. Когда человек по капельке отдаёт то, что у него есть, другому — просто с мыслью о дугом человеке, — тогда он и делает то, что нужно делать, то, что велит делать Христос, — думая не о себе, а о другом, служа другому, а не себе.
Самое простое выражение жизни во Христе содержится у апостола Павла: «Носите тяготы друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Терпите ближнего, не надо его укорять и судить, — и будет исполнена заповедь. Не надо поучать его, не надо делать ему замечаний, не надо воспитывать его, а надо терпеливо относиться к другому человеку. Сделайте это — и благодать Духа Святого, которая вам уже дана, воссияет и принесёт плод, вы станете мирными и кроткими.
Мы разрушаем всю нашу жизнь, мы разрушаем дело Святого Духа именно тем, что каждый из нас хочет быть богом, богом в этом маленьком мирке — в семье или в коллективе, или в приходе — в чём бы то ни было. Даже если есть двое людей — каждый из них хочет быть богом: иди и делай, что я тебе скажу! Моё мнение важнее твоего! Моя воля выше твоей! Я знаю, что́ нужно делать! — и вот это якание, это возведение своего «я» в высшую степень в любом ограниченном человеческом коллективе и не даёт возможности воссиять благодати Святого Духа в нас.
Мы действительно всеми управляем, всё знаем, всем даём советы, всех поучаем, — а сами потерпеть не можем ничего, ни одной самой маленькой человеческой немощи, даже крошечной, невинной. Любит человек какую-то еду мы будем пилить его, пока со свету его не сживём, пока он не уйдёт от нас, и мы скажем: «Вот невоздержанный человек! Я её учил воздержанию, чтобы она пирожных не ела, — ей же нельзя, — а она всё ест и ест! Ну, пусть идёт и мучается своими пирожными, — но пусть знает: я-то ведь ей хотел добра!» И вот это «желание добра» всем приводит к тому, что мы несчастны: ибо и нас, «желая добра», учат люди, и нас постоянно попрекают, укоряют, постоянно нам делают больно люди, которые «ради нашего добра» стараются, думая о нас, а не о себе.
Надо просто развернуть угол зрения, полностью как бы переформатировать, перевернуть сознание и поставить каждого человека на первое место, а себя на последнее. И слушаться другого, как первого, а самому никем не командовать и не помыкать, как последнему, — всего лишь. Или, скажем, перевернуть сознание так, чтобы судить всегда себя и никогда не судить другого, всегда воспитывать себя и никогда не воспитывать другого. В общем, думать: «Я живу по воле Божьей, или нет?» — а всем другим являть только заботу и участие; разве я судья чужому рабу? Разве я его хозяин, чтобы командовать им? У него есть Бог, Он наставит его на всякую правду и истину. Но единственное, что мне вверено — это моя собственная душа, и я буду заботиться о ней, как говорит преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Ты о своей душе позаботься, чтобы она была угодна Богу, чтобы Бог принял её, чтобы в ней расцвела благодать Святого Духа, — тогда и ближним вокруг тебя будет хорошо, — вот простая формула жизни.
Но нет, мы будем всех делать святыми. Мы ощущаем себя поставленными на то, чтобы всех спасать, всех делать святыми, обо всех заботиться, — а то, что душа наша при этом раздражается, что она больна, что она горда, что она тщеславна, завистлива, что в ней мира нет, нам дела нет. Какая разница? Главное, чтобы ближний спасся! Я же о нём пекусь! А это и есть самая большая ложь нашей жизни.
Если мы посмотрим за святыми, понаблюдаем за их жизнью, то увидим, что они-то переживали за себя, искали Бога в своей душе, посвящали душу свою Богу, — потому могли и исполеить волю Божью, и могли послужить другим. Поэтому к ним бежали, стремились, грелись вокруг них люди, — потому что у них в сердце жил Бог.
В этом и состоит то, чего мы никак не можем понять: ты в душу свою вмести Христа, ты тот Дух, который дан тебе в крещении, как семечко, возделай в собственной твоей душе, — и тогда это семечко принесёт плод в тридцать крат, или во сто крат, — и тогда придут к тебе люди, чтобы питаться хлебом и пить потоки воды живой, истекающие из твоего сердца. А всякий другой путь есть ложь.
И мы призываем сонм святых, молясь им. Мы должны не только молиться, но и учиться у них. Как говорил апостол Павел: «Подражайте мне, как я подражаю Христу». Аминь».
Видеозапись сделана 11 июня 2023 года во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Евгений Панферкин
Текстовая запись: Елена Плотникова.