Проповедь отца Константина Корепанова в Неделю 4-ю по Пятидесятнице и в праздник Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня Святая Церковь, – особенно, конечно, прихожане этого храма, – празднуют день Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Удивительная эта икона, – их много разных, великих, известных и не очень известных, и постоянно появляющихся вновь и вновь икон Пресвятой Богородицы. И это не просто какие-то трогательные личные отношения с тем или иным верующим человеком. У этой иконы особые отношения с нашим народом, особые отношения с нашей землёй, с нашим родом, с нашей страной, с нашей Церковью. Именно сегодня мы празднуем это событие, явление этой иконы в 1579 году, спустя четверть века после того, как Казань была присоединена к России.
Явилась она чудесным образом. Город, как вы понимаете, не был русским, был татарским, – всегда был татарским городом, – но в нём жило много русских людей, причём, как правило, находящихся там в не вполне благоприятном положении. Собственно, Казань-то и была захвачена, потому что осуществлялись многочисленные набеги на землю русскую, нападавшие разбойники захватывали русских людей и либо сами использовали их в качестве рабов, либо продавали их в рабство. Там, в том ареале был один из самых больших рынков работорговли русскими людьми. Их частично выкупали, – был специальный налог на выкуп русских людей, – но для татар это был промысел, так можно было зарабатывать деньги: сначала украл, сначала угнал, а потом – продал. И так жили эти люди, неся немалое разорение тогдашним пограничным русским землям.
И вот, в конце концов, терпение иссякло, и город был захвачен, но здесь было очень много русских людей, – или уже проданных в рабство, или ещё не проданных, – и эти люди там, где они оседали, в чьих-то домах, имели то, что́ с собой смогли унести, – в том числе и кресты, и иконы, – и это где-то хранилось, но при захвате город частично сгорел, и эти вещи где-то под руинами, под землёй были погребены и лежали под спудом, как посеянные семена.
И вот, спустя четверть века, является Божия Матерь одной девочке по имени Матрона и говорит ей: “Иди и достань Меня!” Девочка, конечно, смутилась, ничего делать не стала, – да и сейчас что может сделать маленький человек? Что он может сделать, если традиционно мы, взрослые, детям не верим: “Мало ли что тебе могло привидеться? Мало ли что почудилось, показалось?” Мы же умные, мы же много знаем, мы же такие взрослые! Что может знать ребёнок? Её прошение игнорировалось раз за разом, пока, наконец, Матрона не набралась дерзновения и пошла и твёрдо указала место, где надо что-то искать. И когда стали искать, нашли ту самую Казанскую икону Божьей Матери. Она чудесно была обретена, и вот так она явилась. Это тогда произвело на живущих в Казани людей огромное впечатление, – сейчас ничего такого впечатления произвести не может. Это ведь люди ещё были дикие, – в том числе, и коренное население города Казани, и наши, там живущие, – они же милости Божьей не видали отродясь. Они же жили обыкновенной человеческой жизнью, где Бог – далеко; и мы-то – служим Ему, или молимся, или причащаемся – но ничего получить от Него не надеемся. Так, по инерции, по привычке и по традиции, потому что надо, – ходим, молимся, просим, – а всё остальное считаем естественным ходом вещей. Урожай на земле – само уродилось, дети сами унаследовали жизнь, муж хороший – сама нашла, удержала; жена хорошая, кроткая смиренная – ну, так постарался, нашёл или родители помогли. Бог где-то там, на периферии, в сознание каждого человека Он входит только тогда, когда Он обозначает Своё присутствие чудом, – или тогда, когда человек познал Господа своего в тайне духовной встречи. И вот, когда произошло чудо, когда не только обретена икона, – удивишь ли иконой людей? – от неё стали проистекать чудеса многочисленные, люди всколыхнулись: значит, действительно, Бог-то близок! Не так, как я думал (думала), а так, как батюшка говорит: здесь, рядом, Он слышит, любит, помочь может, хочет, – надо только прибежать; вот сейчас принесу своего больного ребёночка к Казанской – вот и исцелится. Вот, маму свою принесу парализованную – вот она и встала, побежала! Представляете, какой это вызвало резонанс, как это всколыхнуло землю? Землю эту на Волге, где до сих пор никогда ничего подобного не было, не видели и не слышали?
А вообще чудеса уже давным-давно не происходили на земле русской. И люди всколыхнулись, стали молиться, веровать, просить, – и творились чудеса всё меньше и меньше, – но они происходили. Полный поток первых лет обретения иконы превратился в маленький ручеёк, но этот ручеёк не иссякал, – и бежал, бежал, животворя тела и сердца уставших, как всегда, измученных и несчастных людей.
И вот, проходит ещё четверть века, и наступает Смутное время. Смутное время привело к тому, что государство на Руси перестало существовать, никаких основ государства не стало, государство исчезло на русской земле. Остались только народ и его Церковь. Когда этот народ понял, что никакие государственные подпорки – фундаменты, законы не существуют, и всё зависит только от него, народа – на каком языке он хочет дальше разговаривать, и какому Богу он хочет молиться, – народ всколыхнулся, поднялся, создал ополчение. И задумался народ: а Кому мы будем молиться? От Кого мы будем ждать чудес? Ведь мы же – слабые, мы просто народ! Вот, вооружимся сейчас – что́ мы сможем сделать? Ничего: мы же не воины, не солдаты, а обыкновенные люди. А против стои́т армия профессиональная, одна из лучших армий в Европе. Что можно сделать? Это сейчас, насмотревшись боевиков, какой-нибудь пацан может сказать: “Дайте мне автомат – я всех на колени поставлю!”– кончится это через пять минут нахождения во фронтовой полосе. Но тогда люди были мудрее и понимали, что если никто не поможет свыше, то всё бесполезно. И они обратились к Казанской иконе Божтей Матери, потому что на то время других известных святынь не было в этом уделе Святой Руси.
Ополчение собиралось в Нижнем Новгороде; Казань – далеко от него, но в самом Нижнем Новгороде таких заявленных и засвидетельствованных чудесами икон не было – и послали в Казань. Тем более, что обретение иконы чудесным образом было связано с жизнью Патриарха, который в это время умирал в заточении в монастыре в оккупированной поляками Москве. И вот, послали за иконой, и она возглавила ополчение. И, как мы знаем, 4-го ноября Москва была освобождена, – и в этот день мы второй раз в году отмечаем праздник иконы Казанской Божьей Матери.
И всё, казалось бы, – ан нет. А подумаем глубже, посмотрим, что́ происходит вообще в этом мире, и всегда происходило, и всегда будет происходить. Конечно, для жителей тогдашней России Смутное время было полной неожиданностью: никто же не ожидал, скажем, в 1579 году, что один сын Иоанна Грозного будет убит, второй сын тоже будет убит, а третий – умрёт бездетным. Никто же не ожидал, что будет Смутное время. Никто же подумать не мог, что русская государственность, существовавшая во времени несколько столетий, рухнет мгновенно. Никто не думал, что в Кремле будут какие-то там иноплеменники заправлять всем, а Москва будет сожжена практически дотла. Никто не думал. Но Бог-то знал; Бог-то знал, что явится Смутное время. Он знал, что́ придет на землю русскую. Он знал всё, что будет; знает и сейчас, до самого последнего дня этого мира,– чем всё это закончится. До каждого дня, до каждого мгновения Он знает; Он не предвидит, Он просто знает. И он знал, что Им будет собрано ополчение. И он знал, что этому ополчению будет нужна святыня, источник чудес, источник благодати, источник, который объединит народ, который всколыхнёт народ и поможет ему сделать невозможное: вернуть себе страну. И поэтому Он загодя дал им эту святыню, дал им Казанскую икону Божьей Матери, и она была обретена до того, как потребовалась. И она засвидетельствована была чудесами многими, как раз для того, чтобы люди возложили упование на Царицу Небесную, и взывали к ней, и просили у неё. Вот такой промысл Божий. И Он всегда, зная, что́ придёт на землю, приготовляет оружие. Он готовит человека, – как приготовил Сергия в нужный момент времени; как приготовил, скажем, эту икону Казанскую Божьей Матери; как приготовил отца Иоанна для Кронштадта, как приготовил Василия Великого и Григория Богослова для того, чтобы восторжествовала вера православная и истина. Он обо всём печётся. И в жизни Церкви, и в жизни народа, и в жизни каждого человека нет ничего такого, чем мы могли удивить Его. Он знает всё: что́ будет с нами, чем мы еще согрешим и на что мы ещё будем способны. И тогда, когда мы падаем очень низко, оказывается рядом человек, который подаёт нам руку и вытаскивает нас. Этого человека послал Бог, он не появился случайно. И когда человек не знает, как ему разобраться в каком-то смущении или смятении, вдруг появляется книга в его библиотеке, купленная лет 30 назад, – но Бог знал, для чего она понадобится этому человеку в конкретный момент. И каждому посылается в нужный момент то, что́ ему поможет: муж ли, жена ли, друг или соратник, помощник ли или духовник, святыня, благодать или умное слово. Человек, о существовании которого мы забыли, вдруг появляется в нужный момент и говорит нужное слово, потому что Бог для этого случая его и готовил. И всё так сплетено в жизни людей, – и это называется Промысл Божий. Промысл Божий, потому что он охватывает всё бытие от начала до конца. И ещё человека не было на земле, и ещё не ходили его стопы по Эдему, – а то, что на землю придёт Бог и станет Человеком, чтобы спасти человека и вернуть его в рай, Бог уже придумал и уже знал, как спасён будет человек. И этому мы должны научиться. Это – часть нашей Христовой веры. У нас Такой Бог, Который заботится о нас, хотя даже и потребности этой у нас еще не родилось. Вот, родился на земле мальчик. Вот, родился он и растёт, а Бог где-то для него позволил родиться девочке, которая сможет стать ему надёжной женой и помощницей. И ведёт Он их обоих по жизни, чтобы в нужное время, в нужном месте они встретились и смогли опереться друг на друга в духовной жизни. Это – наша вера. Всё необходимое для жизни Он нам приготовил. Ведь так же делаем мы, родители: ребёнок еще “мама” не говорит, а мы головную боль носим: как он будет жить, а где бы найти хороший садик, где бы найти репетитора, а где бы найти институт, а как бы с ним позаниматься, куда бы его свозить или отдать, нужен счёт в банке, квартиру надо купить для того, чтобы устроить ребёнка после того, как он выйдет из родительского дома. Потому что такова наша родительская любовь: мы же в ответе за них, в ответе своей заботой. А Он – Отец всех, а Она – Мать людей церковных. И Они оба заботятся о том, чтобы все у нас было в нужное время, в нужном количестве. Это наша вера. И если мы веруем так, – то и обретаем в нужном месте положенный для нас клад, который поможет нам и корову купить, и квартиру. В нужном месте мы находим приготовленную нам Василису Премудрую или Ивана Царевича. Но чтобы не заблудиться, чтобы идти и найти, нужно верить. Верить, что мы находимся не перед жестоким, карающим мечом Божественного правосудия, а что у нас есть Отец, Который любит, животворит, заботится; и эта вера помогает нам пройти нужным путем по самому дремучему лесу, не впасть в отчаяние нигде, не потонуть в болоте страстей, не заблудиться на вершинах гордыни, а идти указуемым светлым лучом Христовой любви и христианской веры путём, которым нам предначертано идти. Если мы идём, исполняя волю Божию, то всегда всё в своё время найдём: и друзей нужных, и слова нужные, и ответ нужный, и духовника нужного, и дом там, где он нужен, и кров там, где он нужен, и кусок хлеба там, где он будет очень нужен. Надо непоколебимо верить, что Бог — это не просто некий символ или идея, некая непонятная Сущность на небесах, – а любящий, животворящий, кроткий, долготерпеливый Отец, обнимающий нас Своей любовью. Аминь.
