Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга в четверг 26-й седмицы по Пятидесятнице в день памяти свт.Николая Чудотворца.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышали в апостольском чтении: «Вспоминайте наставников ваших, и, взирая на их кончину, подражайте вере их». Каждый святой человек, будь то святитель Николай, память которого мы сегодня отмечаем, или святитель Спиридон, память которого будет через неделю, или преподобный Серафим Саровский, преподобный Сергий Радонежский, Блаженная Матрона, – это всё любимые народом святые. Но в каком смысле они любимые? Мы прибегаем к ним за помощью. Мы любим обращаться за помощью и называем их любимыми, или прикипаем к ним сердцем, потому что они нам помогли, – возможно, помогли не раз. Но Писание говорит, что это ни к чему не приводит. Это ничего не дает, потому что любой наш наставник, любой святой человек для нас в первую очередь должен стать образцом, тем человеком, который является для нас свидетелем веры. Подражая его вере, мы должны прожить жизнь. Это всё очень видно и в нашей повседневной жизни, в обычной, человеческой жизни. Подходит ребенок, говорит: «Мама, я тебя люблю, очень люблю. Дай мне на мороженое, дай мне на туфли, дай мне на платье, дай мне на сигареты! Свадьба у меня завтра, – дай, нужно организовать всё хорошо!» И человек живёт своей жизнью. В чем же её или его любовь к маме? В том, что он у неё деньги просит? Здоровье ее высасывает, время ее высасывает? В чем же его любовь? Мы извратили это слово, или просто хотим быть обманутыми тем, что нам говорят, что любят, а, на самом деле, просто пользуются нами, и мы позволяем это им делать.
Но ведь, на самом деле, раньше так детей не учили. Детей учили заботиться, помогать, поддерживать, в чем-то принимать участие. И отец или мать считали состоявшимся свое воспитание тогда, когда сын или дочь подражали их жизни; когда сын становился таким же мужественным, храбрым, трудолюбивым или честным, когда дочь становилась такой же послушной, кроткой, работящей мастерицей. Как же так получилось, что мы себя дали обмануть, и словами «Я тебя люблю» заменили все остальное? Когда мы, в сущности, содержим ребенка до его пенсии, – молимся о продлении нашей жизни, чтобы содержать его до его пенсии – а тогда уж пусть государство содержит! И мы довольны тем, что исполнили свою миссию. Хотя человек этот «ни в землю, ни в навоз не годится»: ни мужа не может сохранить, ни жену сберечь, ни детей воспитать, – «ни в землю, ни в навоз». В чем же наше материнство? В чем же наше отцовство? Мы просто воспитали человека, который живёт за счет общества и ничего ему не даёт, потому что ничего не умеет, – ничего.
А всё началось с чего? С того, как мы относимся к святым людям. Мы точно так же относимся к ним. Вот, на иконе изображен святитель Николай, указывающий рукой на Евангелие. И там есть слова, которые сегодня мы слышали в Евангельском чтении: «Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны кроткие, блаженны милостивые, блаженны миротворцы». И он говорит: «Вот я это всё старался исполнить, потому и стал святителем Николаем». И поэтому сегодня, и на память каждого святителя читается этот отрывок, чтобы напомнить нам, что это – люди, которые возлюбили Христа и исполнили Его Слово. Вот, мы читаем, зачитываемся житием о том, как Николай остановил бурю, спас заключенных, вот у нас… так, – раз, два, три, – пять человек сидит, – надо помолиться, чтобы он и их спас. Вот, на море там плавают, – надо помолиться святому Николаю, чтобы спас на море; от пожара чтобы дом сберег, – чтобы то, другое сделал. Но ведь в житии написано, как он исполнял заповеди. Мы обращаем внимание на то, кто сколько ел, кто сколько спал, кто какую одежду носил. Но это же все вторично, а то и третично. Главное, что человек этот исполнил заповедь. Он никого не судил, он всех простил. Он был нищим духом, он давал милостыню всем, – и этим он стал святителем Николаем.
Ну хорошо, – (мы так надеемся, – это, конечно, обманчивая надежда, и мы это однажды узнаем, как и многое другое) – Но вот там уже, при последней встрече со святителем Николаем, он меня спасет! Нет, не спасет. Он может спасти в аварии, он может спасти из горящего дома, но спасти от Страшного суда он не сможет. Никто не сможет спасти от Страшного суда, хоть сколько мы им молись и свечей ставь…
Но мы надеемся. Потому что мы так живем по жизни: нам ведь не важно, какой там губернатор, или начальник, или президент. Главное – знать, кто у него секретарша, кто начальник отдела, кто завгаража, – через это мы все равно добьемся того, чего надо. Мы так жить привыкли – в обход, через черный ход. Мы в Царство Божие надеемся так проникнуть, потому что у меня большая свеча стоит святителю Николаю, обязательно поможет! Нет, не поможет. Потому что он, вслед за нашим Господом, скажет: я вас никогда не знал. Кто ты такая? Кто ты такой? Ты на меня похож? Ты мне подражала, – ты хоть что-то сделала так, как я поступал в этой жизни? Ты сегодня хотя бы в честь моей памяти милостыню дала? Ты голодных накормила, хоть кого-то пожалела, как я жалел? хоть кому-то помогла, как я помогал? Хоть один раз в году, хоть один раз ради памяти святителя Николая, хоть что-то милостивое сделай, хоть кого-то пожалей! Уж ладно – остальные дни жизни, – но хоть ради меня! Но мы и этого не сделаем. Мы просто прочитаем акафист в надежде, что святой опять поможет или мне, или кому-то из моих родственников, – и опять не поможет. Потому что память святого и его жизнь – это свидетельство веры во Христа, свидетельство верности заповеди Божьей. И мы должны – у нас нет другого выхода – подражать святым в исполнении этой заповеди. И тогда, когда мы будем это делать, – когда мы постараемся смириться, – святитель Николай нам поможет. И тогда наша молитва о том, чтобы меня, смиряющегося, святитель Николай защитил от обиды, он придет и защитит. Потому что я действительно смиряюсь. А если я веду себя нагло и вызывающе, если никого не слушаю, если никому не подчиняюсь, живу своей головой, на всех наплевал, даже батюшка у меня карманный, – что хочу, на то и благословит; – а потом прихожу к святителю Николаю и говорю: «Помоги!» – а не поможет! Потому что ты ничего ради него не сделал, ни одной заповеди не исполнил. Сам всех обидел (или сама всех обидела), и защиты просишь? Не будет тебе защиты! Пожалей человека – и тебя пожалеют, и защитят. Смирись – и тебя пожалеют и защитят. Потерпи – и святитель Николай первым встанет тебе на помощь и заступится за тебя: «Не смей его обижать! Он мне подражает, и я помогу ему дотерпеть, домиловать, долюбить, домолиться до конца. Потому что он идет моим путем и под моим покровительством находится!» Вот как нужно праздновать память святых. И сегодня, в честь этого великого святого, великого помощника, пусть каждый ради него пойдёт и окажет милость, хоть какую-нибудь, хоть кому-нибудь; не деньги – так позвоните тем, кто давно не слышал человеческого слова. Купите хлеба и отнесите тому, кому он нужен. Пожалейте хоть кого-нибудь, хоть сына своего, на худой конец. Обнимите и скажите ему, что он вам дорог. Потому что я немало знаю людей, которые дожили до седых волос и никогда в жизни от матери этих слов не слышали. И тогда святитель Николай явится к вам и с помощью, и с защитой и покровительством, и не оставит вас, пока вы творите заповеди Христа. Аминь″.
