Вернуться к списку

О чуде веры. Проповедь иерея Константина Корепанова в Неделю 23-ю по Пятидесятнице (20.11.2022)

Добавить в избранное 💚

Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга в Неделю 23-ю по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали Евангельскую историю, включающую два чуда: исцеление и воскрешение, и чудо человнческой веры. Потому что, на самом деле, вера, которая требуется в каждом случае, и о которой говорится в обоих сегодняшних сюжетах исцеления, — вера человеческая тоже есть чудо,.то есть, нечто, нарушающее типичное течение человеческой жизни.
Вот женщина, страдающая кровотечением. Мало ли больных людей в Израиле? Мало ли несчастных, страдающих какой-то неисцельной болезнью? Мало ли людей, истративших всё своё состояние на врачей? И все они теснятся около Христа. Женщина думает: «Вот, прикоснусь к краешку Его одежды — и исцелюсь!» Прикоснулась — и исцелилась. Христос говорит: «Кто-то ко Мне прикоснулся!» Ученики говорят: «Ты о чём?? Вокруг Тебя толпится огромное количество людей, все к Тебе прикасаются; — о чём Ты говоришь?» Но только один из жаждущих исцеления людей, а именно такие приходили ко Христу, только она одна получила исцеление. И потом, когда приходит архисинагог Иаир, и говорит: «Дочь моя болеет, пойдём ко мне!» — когда Христос уже собирается идти, приходят слуги и говорят: «Уже не надо. Она уже умерла.» Но Христос на это отвечает: «Не бойся, только веруй, — и спасена будет.» Он идёт и поднимает не подающую признаков жизни двенадцатилетнюю девочку, — и она живёт.

Не бойся, только веруй! И очевидно, что этот архисинагог явил ту веру, которую можно было явить. Он не стал смущаться, он не стал кричать, проклинать Бога, говорить: «А смысл в этом какой? Уж сиди, незачем идти, ничего не получится! И так всё ясно!» — как бы сделали мы. Но Иаир явил веру, которую смог явить, и которой было достаточно, чтобы совершилось чудо. Мы этого не понимаем.

Но не только мы не понимаем, — не понимали и израильтяне времён.Иисуса Христа. Люди убеждены, что творцом чуда является только Бог: хочет — исцелит, не захочет — значит, такова воля Божья; и идёт человек дальше. Он не понимает, что Бог ничего не может сделать — совершенно ничего, если не будет явлена человеческая вера.

Вот, пришёл Христос в Капернаум, — и, как говорит Евангелие, — «не смог там совершить ни одного чуда», потому что никто в Него не верил. Ну, хотя бы просто, чтобы поддержать свой имидж, мог бы ведь хоть кого-нибудь исцелить! Ну, — так просто: «На, пользуйся!» Не может, если не будет человеческой веры. Сам Христос, обличая неверие современных Ему евреев, говорит: «Сколько было верующих в Израиле, — но прокормить Илью Пророка смогла только вдова, язычница из Сарепты Сидонской. Ибо никто бы не поверил Илье, когда он попросил бы слепить ему лепёшку из последней муки и последнего масла, обещая, что мука и масло не оскудеют. Никто бы не поверил. Все бы только посмеялись, — поэтому Илье пришлось идти в языческую страну, чтобы там его кормила вдова. И ещё Христос приводит пример Неемана Сириянина, говорит: «Много было прокажённых в Израиле, но ни один из них не исцелился, кроме Неемана Сириянина». Только он один пришёл к пророку, только он поверил и сделал то, что сказал ему пророк. Вроде, все верующие, атеистов нет ни в Израиле времён Елисея, ни во времена Илии, — ни в Израиле во времена Иисуса Христа. Все люди — верующие, а чудо происходит не со всяким; только с тем, кто верует. Чем же отличается верующий от неверующего? Точнее, — верующий от другого верующего? Один свидетельствует о своей вере, а другой — нет.

Вот, апостол Павел в Послании к Евреям, перечисляет, со времён Адама, целую череду праведников, которые веровали и получили за удостоверение своей веры, в том числе, упоминая о тех, кто получил исцеление или воскресших своих детей во времена Елисея и пророка Илии. Это целая череда праведников, которые веровали, и, естественно, они за это получили свидетельство от Бога. То, о чём они просили, — то, во что они верили, — случилось. ибо вера есть осуществление ожидаемого. Если мы не осуществляем ожидаемого, виноват не Бог, виновато наше неверие. Если бы мы верили — получили бы. И тут каждый залезает в собственную раковину и говорит: «Нет, я верующий, просто Бог не хочет меня исцелить. Просто Бог не хочет сделать мне благо, просто Бог не хочет мне помочь. Что же — буду терпеть, раз Бог такой суровый и жестокий, — потерплю; — пусть Ему будет стыдно за то, что я мучаюсь и страдаю!» — и закрылся человек в своей раковине: «Бог виноват, — не я! Я просил! Я старался, я свечки ставил, я молебен служил. Если Он не сделал — это на Его совести, не на моей!» Но, на самом деле, если мы не получили осуществления ожидаемого, — нет в нас никакой веры, мы засвидетельствованы в неверии.

«Бог показал, что в нас нет веры, — тем, что не исполнил наших ожиданий; Он хочет их исполнить, но не может. Не может, потому что мы не верим; мы, на самом деле, не только мы, — ещё раз повторю, — но и тысячи лет назад люди думали, что всё зависит от Бога. Нет, точно так же всё зависит и от нас. Поэтому святые отцы и говорят о синергии, о том, что совершенно всё, на все сто процентов, зависит от Бога, — так же совершенно всё, на сто процентов, зависит от нас. Он действует на столько, на сколько мы верим и позволяем. Он может совершить любое чудо на столько, на сколько мы готовы отдать Ему свою душу, отдать Ему своё тело, вверить Ему самих себя.

Поэтому, если у нас не получается ничего, мы должны обличить сами себя в неверии и сказать, хотя бы так, как тот человек из Евангелия: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» И тогда Бог подскажет, чего нам не хватает. Но посмотрите, понаблюдайте за собой, взгляните внутрь своего сердца. Вот, пришли мы помолиться; вот, мы встаём перед Христом или перед Его Пречистой Матерью и говорим: «Господи! Исцели меня! Исцели, прошу Тебя, исцели!» И тут же приходит мысль: «Да где там! Конечно, — как исцелить? Понятно, приговор — смертельный; это невозможно! Никогда ничего не получится; — да де же ему! Но нет, Он ведь исцелял других! Но я же грешник! Нет, Он меня не исцелит!» «Но хоть как-то, Господи! Я понимаю, что не достоин, не получится, и Ты не можешь, — но хоть что-то, может, сделаешь?» «Нет, всё бессмысленно, бесполезно. Ну ладно, пойду терпеть…» И спустилась, схлопнулась наша молитва. Мы убедили себя, что наши грехи, наше ничтожество ни за что не могут побудить Бога сделать чудо. Христос говорит в нагорной проповеди в Евангелии от Матфея: «Если вы придёте к отцу и попросите у него хлеба, разве он даст вам камень?» Даже наши вот такие вот все пьющие, заматеревшие в своей жестокости и сквернословии, пьянстве и хамстве отцы – если сын придёт и скажет: «Пап, дай!» — он поворчит, попыхтит, поматерится, поругается — и что? Даст. Со сквернословием, с проклятиями – так даст ведь… Нет, Бог не даст. Куда Ему до наших отцов – матерщинников и пьяниц! Он ни за что не даст.

Получается, мы верим — или нет? Если мы уверены, что наши отцы могут дать, а Бог – нет? Мама, какая бы ни была, если ребёнок приползёт к ней из тюрьмы с туберкулёзом, СПИДом, весь во вшах, — примет, или прогонит? Примет. Поворчит, поругается: «Я ж тебе говорила, я ж тебя учила, я ж предупреждала.» Истопит баню, выпарит, постирает, сбегает к врачу, с ворчанием, с проклятиями и с ненавистью, — но примет же человека. Потому что она – мать. Так нет же, Бог хуже наших матерей. Куда Ему до них!
Так где же наша вера, если мы считаем, что Бог гораздо хуже наших грешных родителей? Хотя, на самом деле, Он неизмеримо больше любит нас. И это ворчание матери, и эти проклятия отца, через которые продирается Бог, чтоб всё-таки руками отца или матери сделать нам благо, — это же Его руки. Это Он щедрит нас, чтобы мы, познав, что если даже отцы и матери могут делать нам добро, — так на сколько же больше Бог может делать нам добро? При чём тут наши грехи? Они не мешают нам прийти к нашим матерям даже тогда, когда мы их били и проклинали, когда нам некуда больше идти. И ребёнок ползёт к своему отцу, даже если отец его бросил на заре его возрастания. Он всё равно ползёт к нему, знает, что это – отец. Бог – нет. Мы относимся к Богу хуже, чем к нашим родителям. Мы верим в Него меньше, чем в наших родителей. Мы любим Его неизмеримо меньше, чем наших родителей. Поэтому ничего не происходит. Мы так привыкли к исполнению обрядов, мы так привыкли к какому-то постоянному пребыванию в храме, что не можем вспомнить, наконец, как Он нас любит, что Сына Своего отдал не для того, чтобы нас осудить, но чтоб хоть как-то показать нам: «Ну, смотри же ты. Ну что же ещё для тебя сделать, чтоб ты поверил, что дороже тебя и твоего блага для Меня ничего нет? Ну, посмотри же ты вверх, ну, подними глаза и посмотри, как Я тебя люблю. Я Сына за тебя готов отдать. Ну, посмотри же ты на распятого Христа и поверь, что любовь Моя не знает границ!» Как говорит Христос в Евангелии от Иоанна: «Всё, что ни попросите у Отца только во имя Моё – будет вам.» Так просите, чтобы удостовериться в вере своей. Просите, чтобы Господь засвидетельствовал вам, что вы – верующие. Просите и получите, ибо так обещал Христос. Аминь».

Добавить в избранное 💚