17 февраля 2020 года. Фрагмент беседы священника Константина Корепанова в Храме на Крови г. Екатеринбурга.
В 29 главе Книги пророка Иеремии есть такие слова:
«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду».
И из 30 главы 10 стиха отрывок об этом же:
«И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь, и не страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя из далёкой страны и племя твоё из земли пленения их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать его, ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя: Я совершенно истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю; Я буду наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя.
Ибо так говорит Господь: рана твоя неисцельна, язва твоя жестока; никто не заботится о деле твоём, чтобы заживить рану твою; целебного врачевства нет для тебя; все друзья твои забыли тебя, не ищут тебя; ибо Я поразил тебя ударами неприятельскими, жестоким наказанием за множество беззаконий твоих, потому что грехи твои умножились.
Что вопиёшь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились.
Но все пожирающие тебя будут пожраны; и все враги твои, все сами пойдут в плен, и опустошители твои будут опустошены, и всех грабителей твоих предам грабежу. Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь. Тебя называли отверженным, говоря: «вот Сион, о котором никто не спрашивает. Так говорит Господь: вот, возвращу плен шатров Иакова и селения его помилую; и город опять будет построен на холме своём, и храм устроится по-прежнему. И вознесутся из них благодарение и голос веселящихся».
Это заключительные слова пророчества о Навуходоносоре. То есть: «Сейчас вам плохо, я сейчас наказываю вас» – это про Израиль, тут всё понятно. «Я вас наказываю за грехи, но придет время, когда все те, кто вас наказывали, будут наказаны, а вы вернетесь и построите Храм». Но, кроме того, что этот отрывок относится к израильскому народу, он типологически относится к каждому человеку.
Когда человеческие грехи превосходят самую-самую-самую меру невозможного, человек, которого Бог хочет спасти, попадает в страшную мясорубку страданий. Это всё последствия его грехов. Если человек живет очень тяжело, крайне тяжело, невыносимо тяжело – это всё последствия его собственных грехов.
Бывает, что и праведник попадает в такие страдания, например, как Иов. Но праведник на то и праведник, что даже попадая в страдания, он не отчаивается, он терпеливо это переносит.
Если же человек встречает страдания, а терпения, смирения и какой-то стойкости веры и упования в этих скорбях не имеет, то эти скорби и страдания постигли его за какие-то очень тяжелые грехи.
Я когда-то перечислял, не здесь, а у себя в храме, эти вещи. Специфика человеческого бытия такова, особенно рефлексия по поводу нашего бытия, что мы считаем страшными грехи, которые страшными не являются. И мы никакого значения не придаем поступкам, которые являются страшными грехами. И поэтому, мы часто не можем сопоставить, почему с нами происходят какие-то скорби.
С нашей точки зрения, ссора с мамой ничего не значит. Ну кто не ссорится с мамой? С точки зрения Библии, сказать маме грубое слово, да так, что мама обиделась и после этого ваши отношения разрушились – это страшный грех. Это смертный грех. А если вы с мамой не успели примириться до ее смерти? Это полная катастрофа вашей жизни.
Ничего хорошего, если вы не попытаетесь это исправить, в вашей жизни больше не будет. Это будет скорбь и страдание. И людей в таких ситуациях немало.
Вы все-таки хорошие люди, вы здесь сейчас находитесь и при всех ваших скорбях, жизнь, в целом, ваша более или менее стабильна и нормальна. Но есть люди, у которых очень тяжелые скорби. Но о том, что это связано с тем, что они когда-то поссорились с мамой и перестали с ней общаться, им в голову не приходить. “Неужели за это Бог меня наказывает такими страшными скорбями?”.
Или, например, человек, путешествуя по разным местам, совершил жертвоприношение. Зашел в китайский храм, поставил свечку. Или был в Малайзии или на Бали, а ему сказали: “Вот стакан вина купи, вылей, чтобы тебе хорошо отдыхалось, на жертвенник”. Он и вылил. Или еще что-то. Человек путешествует много, участвует во всем. Туристы воспринимают это как культуру. А на самом деле это религиозный акт.
Вот был случай… Даже документальный фильм сняли на эту тему, «Надежда» называется. Там одна русская женщина, финская гражданка, попала в такую историю: даже жертву не приносила, а просто сфотографировалась с неким языческим идолом в обнимку. И вся ее жизнь пошла под откос. Закончила, правда, она жизнь в Оптиной пустыне. Страдание, которое на нее обрушилось, разрушило все вообще, все. Здоровье, жизнь, все рухнуло. Мгновенно. Но это привело ее, в конце концов, к Богу, в Оптину пустыню. Она, благодаря этому, смогла отсрочить свой смертный час на полтора года. Она успела снять фильм и подробно рассказать свою историю. В Интернете это можно найти, очень поучительное кино.
А обычный человек он этого не понимает. “Что такого-то? Ну что, ну был я, ну видел папуаса этого из дерева, ну обнялся с ним, ну поцеловал его в колено, и что? За это наказывать, что ли?”. Ну Израиль вообще за это и наказали. За то, что он поклонялся идолам вместо Бога.
А если человек еще и христианин, то как вообще для него этого, для крещеного? Даже не надо по заграницам ездить, на Байкале почти все этим грешат.
То есть, приезжаете вы дикарем на Байкал, к вам обязательно подходит бурят или тувинец, и говорит: “Слушай, чтобы никто не утонул, чтобы рыба ловилась и чтобы весело все было, надо принести жертву. Тут местный бог, он может делать неприятности: или медведь придет, или утонет кто. Поэтому, от греха подальше, давай рюмку вина или там какой-нибудь кусок колбасы брось!”. Это делают почти все, кто бывает на Байкале. Всем это предлагается и почти все христиане спокойно это делают. А потом удивляется, почему жизнь идет под откос. Люди сами принесли жертву бесу, что же вы хотите? Они соединились с ним.
Ибо то, что мы приносим в жертву Богу освящается, а приносимое демону оскверняется, опоганивается. И уже ничего нельзя сделать, только покаяние может нас очистить. Но бес в нашей жизни уже присутствует и разрушает все. Чего же удивляться, что все будет плохо?
Очень много грехов, которые мы ни во что не ставим, мы их не считаем чем-то страшным, а на самом деле это страшные грехи. Я только часть перечислил, на самом деле их очень много. Ну, например, еще один назову. Большинство женщин, они хоть во что-то ставят оскорбления в адрес мужчины? Не то, что он такой хороший мужчина, а вы его оскорбили. Нет, он пьяница обыкновенный, негодный человек. Ну не совсем пьяница, выпивает раза два в неделю, прилично так выпивает. А вы в этот момент его ругаете, да ведь? Иногда просто ругаете: “Ах ты, никчёмный человечинка, что ж ты наделал!”. Иногда оскорбления с подворотом. Как штопор прямо. А вы помните, что один человек был проклят только за то, что посмеялся над пьяным Ноем? Всего-то. А вы, когда ваш мужчина пьяный и ничего не помнит, вы не только позволяете, скажем, как-то глумиться над ним, он же все равно вам ничего не сделает. Смеетесь, а порой еще приглашаете к этому детей. “Вот посмотри, до чего твой отец допился, посмотри, лежит весь обблеванный!”. Бывают такие случаи? А это уже все, это проклятие. Мало того, что вы сами сделали недозволенный грех. Женщины! Мужчины так не грешат. Женщины, вы сами сделали недозволенный грех!Вы еще и ребенка туда вовлекли, в Хамовый грех-то. Вы навсегда развратили его душу! Вы уверены, что поступили правильно? А жизнь после этого не идет. И не пойдет, потому что такое суровое непочитание мужа оборачивается непочитанием Бога. Бог не примет вас, пока вы не загладите эту вину перед мужем. Хотя муж ничего и не помнит. Но Бог-то видел ваше сердце. И это страшный грех, смертный грех. Это грех Хама. Никто не будет благословен из тех, кто так сделал. Понимаете?
Человек, приходящий на исповедь, он этого не видит, не осознает, не помнит, молится Богу: “Господи, исправь мою жизнь”. Молится день, молится другой, молится год, молится три, пять, десять, причащается, а жизнь все хуже и хуже. Что ж такое-то? “Я ж молюсь, акафисты читаю, соборуюсь!”. А болезней все больше, болезни прогрессируют, страсти восстают, финансовое положение все хуже. Бывает даже такой случай, мне вот рассказывали: “Вот не молюсь – все нормально, а пойду в храм акафист прочитаю и обязательно в доме скандал”. Ну очевидно же, что Бог дает тебе понять, что Он не хочет слышать твоих молитв. Надо исправить что-то в жизни, только тогда приходить к Богу. Но люди обычно на эту тему не думают.
И когда такие скорби на нас находят, а стойкости сопротивляться у нас нет: уныние, ропот, отчаяние, то это значит, мы делали что-то страшное. Но вины своей не признаем и преступлением это не считаем. И поэтому жизнь не может измениться, пока мы не поняли это. И тогда, когда мы упорно не можем, с нами ничего не происходит, единственный способ, который может нам помочь, это то, что говорит здесь Господь. “Я сам пойду и обложу тебя пластырем, и исцелю тебя от ран твоих”. Бог, видя, как беспомощен человек, очень часто именно так и бывает, приходит к нему и обкладывает его пластырем. Что это значит? Он показывает такому человеку всю свою любовь к нему. И человек, пережив это посещение Божье, пережив эту любовь, вдруг в ее свете узнает, какая он все-таки редиска, скажем помягче. Вот, редиска. Очень-очень плохой человек, что он никогошеньки в своей жизни не любил. И тогда он начинает плакать, тогда он начинает стенать и пытается из последних сил исправить свои дела.
Иногда бывает так: ухаживает человек за своими родителями, за папой или за мамой. Ухаживает, как может. А потом человек, мама или папа, умирает. И вот он умирает, похороны, все прошло. Человеку тяжело. Он приходит в храм, и вот после причастия, вдруг, или еще до причастия, на исповеди, с ним вдруг что-то происходит. Он понимает, что хотя, конечно, ухаживал, но он же совсем маму или папу не любил во время этого ухаживания. Он срывался, кричал, ворчал, пилил, делал замечания, раздражался. И вдруг Бог показывает ему в свете своей любви, как он относился к своим родителям. Как бы со стороны он это видит. И ему становится невыносимо больно. Он понимает, что хотя он долг свой исполнил, но это именно просто долг как долг. А сердце его жесткое, костлявое, каменное. Но зато это переживание человека играет очень хорошую роль. Он переживает о том, что он очень виноват, потому что не любил. И эта вина приводит к тому, что он начинает за усопшего родителя очень сильно молиться. И это входит в промысел Божий. Он показывает, как мало в тебе любви, и в человеке рождается покаяние, но кроме этого в человеке рождается молитва за усопшего. И теперь она уже искренняя, глубокая, серьезная и очень многопомогающая. И самому человеку научиться любить, и особенно усопшему, который ушел.
Записала Мария Ярошенко
