О, НЕСМЫСЛЕННЫЕ ГАЛАТЫ!
Проповедь священника Константина Корепанова.
Видеозапись сделана в ночь на пятое октября 2024 года на Божественной литургии, которая по традиции состоялась в Верхней Пышме в крестильном храме святителя Стефана Великопермского.
Во имя Отца, Сына и Святаго Духа.
Великое благо ночных литургий, ночных бдений, кроме всего прочего, и в том состоит, что случайных людей здесь не бывает, как это обычно происходит во время дневных служб. Случайно или не случайно зашедшим Церковь изначально практиковала служение литургии ночью, чтобы могли быть только те, кто призван, те, кто знают место сбора, точку сбора. Времена прошли, эпохи изменились, бытие Церкви в мире тоже поменяло свой формат. Но, как и прежде, у Церкви осталась потребность собираться только своим кругом, чтобы были только те, кто в курсе, только те, кто знает. Только тогда молитва становится наиболее собранной, наиболее проникновенной в самом прямом смысле этого слова, потому что проникает, в сердце другого человека. Молиться одному тяжко, трудно. Когда люди вместе собраны, то, действительно, молитва становится другой. Как 40 мучеников Севастийских поддерживали друг друга, так и здесь мы, опираясь на молитву другого человека, действительно переживаем то единение друг с другом и ту близость с Богом, которую очень часто не можем почувствовать во время обычных дневных литургий. Ведь не случайно же, когда Христос, например, захотел воскресить дочь Иаира и вошел к ней в комнату, Он, во-первых, взял с Собой только трех учеников, только отца и мать, чье горе было подлинное, – а всех остальных выгнал. И молился Он об этой девочке в таком собрании, не при народе, – как бы мы, может быть, могли бы подумать, что так будет лучше, – ведь свидетелей чуда будет больше, – но всегда, когда Ему нужна была особая молитва, Он уединялся и брал с собой только тех, которые могли разделить Его молитвенное бдение.
Сегодня вы слышали в Апостольском чтении замечательные слова, из которых, быть может, в вашей памяти осталось одно выражение. «О несмысленные галаты!» Такой фразеологизм почти на слуху у всех, кто хоть изредка читает Священное Писание. «О несмысленные галаты!» обращено ко всем нам, а не только к тем галатам, потому что мы страдаем тем же самым недугом, что и те «несмысленные галаты». Ибо эти галаты, откликнувшись сначала на проповедь о Христе, потом вернулись к обычной структуре религиозной жизни и стали совершать разные необходимые труды, исполнять необходимые предписания, ибо к ним пришли иудейские проповедники и сказали: «Нет, ишь ты, как захотел! Что, так просто, что ли? Нет, ничего так просто в Церкви не бывает! Вот, ты должен сделать то, – сделать то, сделать то, вот это сделать, – скрупулезно выполнить. А если этого не выполнишь, то чего ради Бог на тебя обратит внимание? Ты же – грешник окаянный!»
И Павел, не только ругая их за отступление от веры, и говоря много о вере, говорит: «А когда вы крестились, вы получили благодать Божью, благодать Святого Духа почему? Вы что, трудились, постились, исполнили заповедь? Почему вы получили благодать Святого Духа?» Конечно, это – определённым образом некая риторическая фигура по отношению к нашей действительности. Но тогда люди, крещась, получали благодать Святого Духа ощутимо. Не так, как мы – веруем и получаем; ничего не испытали, конечно, – но веруем; Церковь говорит: получили – значит, получили. А в ту эпоху, когда было крещение новообращенных языческих народов, люди ощутимым образом переживали благодать Святого Духа, – так, как это описано, например, в истории Корнилия сотника. Они действительно её получали, чувствовали, переживали. И вот, Павел, отсылая галатов к пережитому ими опыту, говорит: «Вы почему Духа-то получили? Что вы сделали для того, чтобы Его получить? Ничего. Вы были язычники, грешники, заповедей не исполняли никаких, жили вы, как придётся, по своему языческому закону. Вот, вы уверовали во Христа – и получили благодать Святого Духа. Почему же вы теперь обратились от этого и стали думать, что благодать Духа ещё надо получить, если вы будете делать определенные упражнения? Это же безумие! Вы уже Его получили! Вы это знаете, вы это чувствовали, это пережили! Чего вы теперь хотите? Что вы хотите получить еще сверх этого? Жизнь и так уже вам дана; Бог и так уже к вам пришел. Что́ еще вы хотите заработать этим самым исполнением предписаний закона? Вера, только вера зиждет человека! Раз вы снова возвращаетесь к делам закона, то вы – безумцы, вы – несмысленные!»
И мы ведём себя точно так же. Каждый из нас получил благодать Святаго Духа в тот день, когда пришел креститься. И то, что мы в итоге когда-то крестились, а потом, – я не могу сказать за всех, – но за тех, кого я знаю: а потом где мы были? Где? Куда закинуло – там мы и были, делали всё, что в голову придет: грешили, хулиганили, безобразничали, пили, воровали, изменяли и прочее делали. Но потом вдруг, обратившись, пришли в Церковь. Кто нас привёл в Церковь? Кто исторгнул из сердца нашего слёзы? Мы еще не прочитали ни одной книги, мы еще даже Евангелия не прочитали, – но, переступив однажды порог храма и упав перед иконой Божьей Матери, или иконой Христа, или перед Крестом, мы плакали и сокрушались о своих грехах, и говорили: «Прости, Господи, прости!» – кто нас привел туда? Мы сами вдруг такими умными стали? Почему другие не становятся умными? Почему другие, с которыми мы вместе пили, воровали, грешили, кололись, блудили, богохульствовали, – почему они не пришли? Они такие же, как мы, – некоторые умнее, некоторые даже благочестивее, – но не пришли? И придя сюда, почему мы не ушли обратно? Почему не развернулись, не получив сразу того, чего искали? Но оставшись с определенным грузом своих проблем, неисправностей, страстей, мы все-таки не ушли, хотя не получили обещанного, оставались в Церкви; и постепенно наша жизнь начинала меняться, – медленно, но с годами очевидно. Когда человек оглядывается назад, – то на 5 лет, то на 10, то на 15, – он видит: «Какой же я был – и все это ушло в небытие! Я же ходил по лезвию ножа, я же над пропастью стоял и почти туда провалился. Ну вот, я стою здесь. Кто меня привел? Я сам? Мне слава или Ему? Ну, конечно, мне слава, но очевидно же, мне слава, – но я хочу кроме, как себе славу, хочу еще что-то заработать. Я хочу, чтобы не только я сам себя по головке погладил, – но и чтобы Бог сказал: молодец, сынуля, хорошо постарался! Давай, трудись, и у тебя есть шанс получить Мою Собственную похвалу, Мою Собственную награду. Трудись за награду!» И мы начинаем трудиться, что-то делать, разумеется, осуждая таких нерадивых скотов, какими сами раньше были, – этих прелюбодеев, блудников, наркоманов, пьяниц, воров, – да просто осуждая все хулиганье этого мира, потому что они-то глупые, не знают, что идут в погибель. Я вот – знаю, я понял, я обратился, я – молодец. И вот делаю, зарабатываю себе дивиденды, чищу свою офицерскую пряжку, чтобы блестела на солнце, – чтобы все видели: это идет не кто-нибудь там, – а настоящий, подлинный, стопроцентный фарисей. Чтобы кланялись, чтобы уважали, чтобы почитали все-таки: кто я – и кто они. Вот; – и однажды, работая таким образом, я получу похвалу от Бога. Ну, я надеюсь: ну просто Он не может меня не похвалить! Даже люди передо мной склоняются, даже люди почитают длину моих чёток или воскрылья моих одежд. Даже они изумляются тому, насколько истощено постом мое лицо, и насколько оно бледно – аж светится, просвечивает через нее красота моей пряжки! – И, в конце концов, я понимаю: если Он меня не наградит, то вообще я не знаю, какой он такой Бог! Ведь это – вопиющая несправедливость и беззаконие, потому что Он просто обязан меня заметить и похвалить! И вот, я иду таким путем; весь мир верующий идет таким путем, – и врывается в это собрание безумный апостол Павел и говорит: «О несмысленные! С чего началась ваша жизнь во Христе? С того, что вы крестились и получили благодать Святого Духа даром, не сделав ничего, – даже не веруя-то толком: символ веры – и то батюшка читал по слогам. Сам он, недавно священником став, кое-как начал учиться. А вы-то вообще и по-русски не можете. Я пробовал, давал русский текст Символа Веры, – не могут прочитать. Грамотные, образованные, с четырьмя высшими образованиями люди не могут прочитать даже русский текст, потому что не все так просто. Они даже не верят толком, – а благодать Духа получают. И то, что с ним потом происходят изменения, – это действие благодати Святого Духа, Который учит молиться, показывает грехи, помогает бороться со страстями, открывает нам Христа, открывает тайны Евангелия так, что мы зачитываемся, понимаем или плачем над текстом Евангелия, приходим в Церковь и плачем, или восхищаемся Духом. Все, что с нами происходит, делается благодатью. И мы удивляемся, удивляемся ее силе, ее терпению, тому ее милосердию, какое она нам, сумасшедшим, безумным, необразованным, открывает. Нет, конечно, если у вас два высших образования, то когда вы понимаете Евангелие или Закон Божий, или Василия Великого, – то, конечно, вы припишете это себе. Но если вы в школе были двоечником, если вы за всю жизнь не прочитали ни одной книжки, даже «Колобка», если вы не закончили даже техникума, – вас отчислили за неуспеваемость, а через пять лет вы читаете и понимаете Василия Великого, – то вы никак не припишете это себе. Поэтому так строит благодать наша спасение. Но апостол Павел об этом говорит в послании к Коринфянам: «Посмотрите на себя: кто вы? Много ли среди вас сильных? Много ли красивых? Много ли умных? Много ли из вас опытных? Но Бог избрал ничего не значащего, потому что только ничего не значащий человек или просто смиренный человек может все, что́ с ним происходит, честно приписать Богу, приписать благодати Божьей.
В этом и состоит тайна нашего спасения и тайна нашего неспасения. С одним человеком что ни сделай, – даже если он будет мертвых воскрешать, он скажет, вот какой я. А вы думали, – это не хухры-мухры! Ну да, я в Церковь не хожу, и что? Дух дышит, где хочет, вот дал мне мертвых воскресить.» – И воскрешает. А другой, даже если предложение из Евангелия запомнит, типа «Блаженны нищие духом», – думает: «Надо же, – запомнил! Значит, благодать со мною, это не я сам. Сам я даже номера своего сотового запомнить не могу. Это явно благодать!» Все, что с ним ни случается хорошего и доброго, он приписывает благодати, – и такому человеку Бог дает много, потому что он ничего себе не приписывает, с собой не носится, как с писаной торбой. Вот этому надо учиться. Не все такие по природе, – но надо смириться. А чтобы смириться, надо поверить. Поверить, что прежде, чем все с нами случилось, само обращение наше к Богу, когда еще мамка наша, ничего не понимая, ничего вообще в Евангелии, в Церкви, вот нас принесла грудных или там детсадочного возраста в храм, – это были руки Божьи. Это Он, предвидя, и наметив наше обращение через 40 лет, принес нас в храм. Потому что знал, что, если этого с нами не сделать, мы не сможем выжить эти 40 лет и дожить до того времени, когда обратимся. Всё, что у нас есть доброго, всё, – сама жизнь наша, спасенность в разных изгибах обстоятельств, – все это Его рука, Его дело, Его воля, Его милость; и само понятие об этом и исповедание этого есть также действие благодати Божией. Ибо ничего и помыслить доброго мы сами от себя не можем, если не будет с нами благодати. Нет, конечно, во все времена были лжецы; всегда они будут и всегда они есть. И в последние времена их будет великое множество, – этих лжехристов, лжепророков, которые будут говорить и утверждать: «Да нет – ты сам по себе всё можешь! Вовсе ты не такой плохой и испорченный. Вот смотри: можешь же думать, что, например, мама – хорошая. Можешь? Можешь. Можешь ей, например, воды подать? Ну, видишь, как хорошо. Это все потому, что ты хороший человек. Вот еще что-то делаешь… Видишь – какой хороший! Можешь же хорошее делать. И так, шаг за шагом, похвала за похвалой нас убеждают, будто Бог нам вообще не нужен. Мы и сами можем, если постараемся, быть хорошими. И мы поверим и становимся хорошими. И начинаем чистить свой солдатский, а потом офицерский ремень, чтобы блестел, – чтобы все видели. А можем отмести это слово, как должна была отмести Ева слова змея в Эдеме: «Отойди от меня! Я сам себя знаю. Я знаю, что я без Бога ничего не могу, ничего совершенно. Я знаю, что́ я могу без Бога – об этом я плакал вчера или 30 лет назад на исповеди. Вот тогда я четко знал, что́ я без Бога могу. А теперь я точно знаю, что если я хоть что-то делал, – это потому, что Он меня не оставил, смерти не предал, во тьме не задержал, а вдохнул меня в жизнь, научил молиться, любить, терпеть, верить и все свое упование возлагать на Него». Аминь.
