Вернуться к списку

О значении текущего момента. Проповедь иерея Константина Корепанова в г. Казани (03.02.2023)

Добавить в избранное 💚

#оКонстантинКорепанов 3 февраля 2023 года. Проповедь иерея Константина Корепанова на архиерейской Божественной литургии в храме священномученика Кирилла, митрополита Казанского, в городе Казани. Мы снова объединимся, как в 1612 году — или не объединимся, и не захотим стать народом, и не захотим стать Церковью, и нас вычистят, как уличную грязь, как говорит пророк Исайя, — как уличную грязь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня в Евангельском чтении вы слышали слова Господа Иисуса Христа, которыми Он предваряет Своё свидетельство о последних днях мира. Начинается это с того, что сами ученики Его показывают Ему на великолепный храм, стоящий на горе Елеонской, и под ним лежащий огромный прекрасный храм, построенный Иродом Великим, восстановленный. Второй Иерусалимский храм представлял собой красивейшее, величественное зрелище, люди гордились своим храмом, хотя знали, что до Соломонова храма он не достал, но был великолепным строением. Они, восхищаясь им, показали на него Господу: «Вот, смотри, какой великолепный храм! Смотри, что мы построили во славу нашего Господа!» И Христос на это говорит никак не ожидаемые никем слова: «Истинно говорю вам: камня на камне не останется на месте сем, всё будет разрушено». И действительно, храм будет разрушен, и от него, практически, не останется камня на камне, до сего дня. И дальше Он начинает говорить, отвечая на их вопрос. Они Его спрашивают, думая, что Он говорит о конце этого мира, связывая разрушение храма с ним (когда же ещё? и кто посмеет разрушить этот храм?) Когда будет конец этого мира? И как всё это будет? И на этот вопрос начинает отвечать Христос. Он говорит о том, что «вы услышите разные слухи о войнах, и увидите войны. И будут землетрясения, и будет голод». И в заключение, Он говорит: «Всему этому надо быть, но это — ещё не конец». И дальше речь Его продолжится на всю эту главу Евангелия от Марка. Но для нас важно именно это заявление Христа: «Надобно этому быть». Он не говорит: к сожалению, это случится, как-то это произойдёт, — Он говорит о том, что это с неизбежностью случится, это должно случиться, — нужно, чтобы произошло. Когда до нас доходит слух о войне, когда мы слышим это страшное слово, — я помню, с детства мне бабушка, пережившая войну, говорила: «Только бы не война! Всё можно пережить, — только бы не война!» И, когда мы слышим это слово, и военная брань где-то близко, где-то рядом, где-то уже гибнут русские люди, — может, уже и наши близкие, быть может, уже и наши родные гибнут на этой войне, — и мы пугаемся: «Зачем, Господи? Убери! Не надо, прекрати!» — и наши первые молитвы о прекращении брани наполнены страхом и ужасом: «Нет, этого не может быть! Не надо! Не хочу!» — закрыть глаза и спрятаться, — или, наоборот, смотреть с остервенением в бесконечный поток новостей, внутренне изумляясь: неужели это может быть? Неужели так бывает?» И вновь и вновь надо обращаться к Слову Божьему, чтобы услышать эти слова: «Этому быть необходимо». Как же так? Ведь Ты же любишь нас! Ты же — самый великий, могущественный, сильный, любящий Бог! Почему Ты позволяешь этому случиться? Запрети им! Почему они это творят? Почему это происходит? Не хотим! Не надо! Но время идёт, события продолжаются, — идут годы, продолжают гибнуть люди, — а мы, не понимая, смотрим: почему? Где Ты, Господи? Почему мы зовём, а Ты не слышишь? Простираем руки свои к Тебе, а Ты не отвечаешь? И вот так — лучше раньше, чем позже — в сердце нашем открывается новый источник, мы обращаем взгляд на себя: «Может, я что-то не то делаю? Может, я как-то не так живу? Может, что-то не так со мной? Нет, со мной всё так, это точно: я же в Церковь хожу, я же причащаюсь. Это, наверное, из-за соседей! Это, наверное, из-за других — из-за безбожников на нас гнев Божий обрушился. Надо подойти к ним, попросить, чтобы в Церковь шли!» — поговорила — нет, не идут! И ситуация лучше не становится. А, главное, странно: именно христиане и гибнут, — и не просто христиане, а именно лучшие из христиан и льют свою кровь — почему так? И когда боль начинает проникать внутрь сердца, человек начинает задумываться: чтó не так? Чего я не понимаю в этой жизни? Чтó я не так вижу? Может, я не так читаю Священное Писание? Перечитал — действительно, не так. Всё там разные вещи написаны. Христос, распявшийся за нас, говорит нам, являя Свою любовь: «Это необходимо, нужно!» Как хирург говорит больному: «Завтра операция». «Доктор, может, как-то без неё? Может, как-то медикаментозно?» «Нет, операция — или смерть». Хирург не будет разговаривать, не будет уговаривать, он говорит: «Либо операция — либо смерть». Он — суровый человек. Но, на самом деле, он действует для того, чтобы спасти нас, чтобы нам помочь, чтобы что-то с нами произошло. .. Продолжение — в первом комментарии к этому видео.

Продолжение текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео, окончание — в следующем комментарии): «И эти размышления, рано или поздно, обрушиваются на человека, он начинает думать, внимательно читать, начинает спрашивать свою совесть. Он начинает действительно погружаться в мир Слова Божьего и внутрь себя, — ибо он действительно молится Богу, чтобы Бог спас его. И ему открывается тогда, в один очень хороший момент, как много он делал не так, как требует Евангелие: не любил, не прощал, судил, не благодарил, и много чего другого, — просто до этого ему казалось, что всё это не важно, — важно только ходить в храм, а благодарить-то, вроде, — и так благодарю; — да, как фарисей — уничижая другого, осуждая другого, не любя другого человека, — а ведь христианство — именно в том, чтобы любить! И тогда начинает расширяться сердце из-за слёз, и плач касается сердца. И человек начинает понимать, что действительно что-то он делал не так, потому что он жил, ходил в Церковь для себя — не молясь серьёзно ни за страну, ни за власть, ни за мир, ни за благостояние святых Божиих Церквей, — он же просто крестился, он же слышать ничего не слышал, он и не внимал тому, что читается. Хотя дьякон говорит: «Вонмем!», и говорит: «Премудрость!» — а я всё думаю о своём. Вот, Евангелие прочитали. О чём оно было? — Ну, о чём-то хорошем, добром, — я не помню. Не помню, о чём. Потому что я не слушал, я думал о своём, — и так изо дня в день, из воскресенья в воскресенье я думаю о своём: пилю своего мужа, ругаю свою жену, сужу своих соседей, — всем недоволен, всех ругаю, на всё ропщу, жизнь свою проклинаю, потому что она неудачная, — что всё не так, как мне хочется, — что же во мне христианского? Что я сделал ради Христа? Что я сделал из того, что Он на самом деле велит мне делать? Ничего совершенно. И вот тогда на меня действительно обрушивается суд, и я понимаю, что если все — такие же, если все так делают, — то тогда что с нами происходит? Почему мы, здесь, собранные в храме, не знаем друг друга, не любим друг друга? Не молимся друг за друга? Какая же мы тогда Церковь, общность Христова, если нам нет дела до тех людей, которые рядом с нами? Мы сели на лавочку, обсудили своих зятей или своих невесток, своих соседей или своих начальников и пошли дальше молиться — не друг за друга, а просто о том, о чём у нас лично болит сердце. … или своих начальников и пошли дальше молиться не друг за друга, а просто о том, о чем у нас лично болит сердце. Войны приходят по разным причинам, иногда потому, что народ стал очень-очень развратным, но Европа и Америка куда, как более развратны, а у них нет войны. Иногда приходят потому, что люди забыли, что они – один народ, что, на самом деле, народ – это такое особое объединение, когда нам есть дело до человека моего народа, когда я воспринимаю себя не сам по себе, а у меня есть народ, за который я отвечаю – мой народ, который я должен защищать, потому что это – мой народ, которому должен помогать, потому что это – мой народ. Не я сам по себе, не моя семья – уехала, убежала, спряталась, зарылась. Это – мой народ. Кто будет его защищать? Это – моя Родина. Это — моя страна. Я здесь живу. Это – моя земля. Я должен пойти защитить или отдать что-то, но жить не для себя, а для своего народа. Это еще не христианство — нет. Нас этому учили в советских школах: что «твой труд вливается в труд твоей республики», что ты работаешь не для себя, не для того, чтобы купить себе дачу или машину, а для того, чтобы народу было хорошо, чтобы у него был завод или дом, или ГРЭС, или хлеб. Ты не для себя живешь. Это – школа, советская школа, которая была, на самом деле, школой христианства, потому что потом нам легче было понять, почему все мое – твое и все твое – мое, почему Твоя от Твоих Тебе приносяще, почему я не живу для себя и не умираю для себя. Живем ли мы – для Господа живем и умираем ли – для Господа умираем, что мы приняли свою жизнь не как частное дело, а как дело моей Церкви, — дело моего народа, на худой конец, дело моей семьи. Какие семьи? Кто вспомнит, сколько у него детей — забытых и брошенных? Сколько было жен. Чем они живут, что они делают, чем они питаются? Мы ни за что не ответственны. Меняем работу так же, как семьи; города – так же, как перчатки. Мы переезжаем в течение жизни пять, шесть, семь раз, меняя условия своей жизни, потому что живем для себя. А жить надо для Бога и для других людей. Лишний кусок появился – отдай тому, у кого нет. Лишняя копеечка появилась – отдай кому нужно. Делиться, думать не о себе, жить интересами другого – вот чему учит Христос. И когда мы это забываем, тогда Церковь становится, — точнее, наш поход в храм становится частным делом — и не лезьте ко мне, я пришел за своих помолиться — тогда приходит то, что помогает нам объединиться, помогает нам заглянуть в глаза другого, посмотреть на слезы другого, увидеть нужду другого, и всей своей страны и всего народа. И если мы сделаем это, беда отойдет. Мы снова объединимся, как в 1612 году — или не объединимся, и не захотим стать народом, и не захотим стать Церковью, и нас вычистят, как уличную грязь, как говорит пророк Исайя, — как уличную грязь». … окончание в следующем комментарии

 

Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео и в предыдущем комментарии): «Христос говорит: «Вы – соль мира. И если соль потеряет силу, что сделает ее соленой? Выбросят на попрание людям». Если мы не хотим, чтобы нас выбросили на попрание людям, надо становиться солью, надо вспомнить, что живем мы не для себя, что у нас есть дело, порученное нам Богом. И это дело – другой человек, другая семья, другие люди. И тогда я начинаю им служить тем даром, который у меня есть – учить ли, лечить ли, давать ли деньги, помогать, утешать, вдохновлять, просто жалеть, нянчиться с чужими детьми – но что-нибудь делать для других. И когда так будет делать каждый – беда отойдет. И слава нашей Родины, слава нашего народа будет еще долго в веках. Но нужно вспомнить, кто мы, каково наше призвание, и чтó мы действительно делаем на этой земле. Аминь.

Автор: Константин Корепанов Видеозапись: Владимир Лукин Текстовая запись: Елена Плотникова, Светлана Наумова.

Добавить в избранное 💚