Вернуться к списку

О вере и неверии. Проповедь иерея Константина Корепанова (02.07.2023)

Добавить в избранное 💚

Проповедь священника Константина Корепанова.
Неделя 4-я по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали Евангельское чтение, где рассказывается, что, когда Господь был в Капернауме, и там, как сказано, Он не смог совершить никаких чудес, потому что у иудеев не было веры. Но был некий сотник; и, конечно нам до этого сотника нет никакого дела, мы даже не представляем, для нас Евангелие стало просто схемой, матрицей; мы не переживаем эти события так остро, глубоко, как должны были бы. Мы даже не задумываемся, кто этот сотник, этот римский воин. Он даже и не иудей, язычник, и у него заболел дорогой ему слуга. Он просит исцелить его, и Христос отвечает: «Конечно, сейчас Я приду и исцелю.» А сотник говорит: «Зачем? Я ведь сам человек подначальный, но и у меня под началом — воины. Если я говорю кому-то, — то он идёт и делает, — не обязательно при этом присутствовать: я просто отдаю приказ. Поэтому Ты скажи слово, — и достаточно будет, и — довольно.» Христос на это сказал: «Я и в Израиле такой веры не видел. Хорошо, — будет тебе по вере твоей.» И исцелился слуга этого сотника в тот же час.
А Христос дальше говорит: «Так и получается: Я пришёл к своим, к Израилю, — но они не верят». И поэтому Он берёт множество других людей, со всех окраин земли, которые придут и уверуют, и возлягут вместе с Авраамом, — а этот израильский народ не получит ничего, потому что он не верует.
Странным образом, второе сегодняшнее Евангельское чтение (святительское чтение, посвящённое памяти удивительного человека, Иоанна Шанхайского) говорит о том же: Пастырь пришёл к овцам, — а овцы разбежались, не хотят, чтобы он был их пастырем. Но придут другие овцы, из других окраин, — и соберутся в одно стадо, и будет один Пастырь у этого стада; это — свидетельство того, что со всех концов земли придут язычники, веруя в истинного Бога.
Мы часто слышим в Новом Завете пророчество о том, что придут язычники. Это мы с вами, в лице наших далёких предков, пришли ко Христу. Наши предки уверовали во Христа, и уверовали глубоко и сильно, — как князь Владимир, — или, ещё более удивительно, — как князь Борис, или преподобные Антоний и Феодосий Печерские, ставшие основателями обители, память святых отцов которой мы тоже сегодня празднуем. Они уверовали всем сердцем; они не учились в школах, не штудировали специально Священное Писание на разных языках; они всем сердцем открылись простому Благовестию о том, что Бог стал Человеком и пришёл в мир, чтобы грешников спасти. Услышав об этой Любви Божьей, они пошли и отдали Богу всю свою жизнь, так просто и легко, — до самых последних времён Серафима Саровского или удивительных святых двадцатого века.
Это — удивительная вещь; но хочется сказать о тех жителях Капернаума, которые ведь знали Священное Писание, знали о том, что придёт Мессия, знали о том, что Он — великий чудотворец, и видели эти чудеса, — но, тем не менее, не верили в Него.
Как же так получается: народ, который жил, из поколения в поколение, как бы — верой, — веру явить не может. Он исполняет положенные предписания Закона: умывает руки, соблюдает положенные посты, ходит, когда нужно, в храм, – но уверовать во Христа не может, встрепенуться сердцем навстречу Христу не может. Вот этот римский сотник, который знать ничего не знал ни о грядущем Мессии, – ни о чём другом, – увидев, что этот Человек творит чудеса, – встрепенулся и поверил. А множество иудеев, стоящих вокруг, знающих о том, что придёт Христос, способные Его узнать, – не веруют Ему. Что происходит с человеком, который привыкает верить, который привыкает сводить веру к исполнению простых предписаний: надо придти в храм в воскресный день, надо причаститься, надо исповедаться, – и всё это делается. Надо бы и попоститься немного – сколько сил есть; – и человек всё это делает, – но веровать – не верует.
Вот, случилось какое-то событие: заболел ребёнок. Надо пойти в храм помолиться – так нет же: не пойду молиться, – я дурак, что ли? Есть больницы, есть аптеки, – есть деньги, в конце концов: можно в Германию съездить и вылечить ребёнка. А уж когда ничто не помогло – пойду в храм, буду просить; но я же сказал: ничего не помогает, – хоть запросись – не действует ничего, не получается.
И так каждый человек, исполняющий, вроде, всё, как положено, в нужный момент испытания оказывается среди неверующих. Он ропщет, он возмущается, он готов даже отступить от Христа, потому что – как это так: я всё исполнял, как нужно, а Ты мне не помог!
А правда – как это так? Всё просто: человек, который исполняет предписания закона, со временем начинает надеяться на то, что он исполняет эти предписания; – а нищий, бедный язычник (тот же сотник) знает, что у него ничего нет, – есть только милость его Бога, – вот этого самого Иисуса Христа: захочет – придёт, не захочет – не придёт. Мне надо только попросить – надеяться-то не на что; просто вот, Он есть – но о Нём сказали, что Он – добрый. И сотник приходит и просит: надо исцелить моего слугу. Христос говорит: «Ладно, исцелю!»
Человек являет веру, потому что совершенно не надеется на себя. Иудеи, окружающие Христа, слышат Его слова: «Как вы можете веровать, если вы друг от друга получаете похвалу? Вы друг друга хвалите за то, что вы верующие. Как же вы можете веровать? Ведь вы, на самом деле, собой довольны! Вы себе нравитесь, вы собой гордитесь, вы собой тщеславитесь! И когда мы приходим к Богу просить в нужде, мы говорим: «Господи, я в храм хожу – помоги мне! Господи, я молюсь Тебе – помоги! Господи, я же посты соблюдаю – помоги! Господи, я же деньги Тебе приношу, храм Твой строю, десятину даю – помоги же мне!» То есть, мы приходим и говорим: «Я делаю такие-то дела, – Ты должен мне за них помочь!» Но это – требование, это – манипуляция, это – шантаж! «Если не поможешь – не буду давать деньги! Не буду молиться, не буду поститься – ничего не буду делать! Так что уж будь добр – дай! А не дашь – Тебе же хуже будет! Узнаешь, чтó такое русский православный человек в гневе!»
Примерно так это всё в нашем сердце отображается, – и Бог, Который слышит не наши уста, – а смотрит в наше сердце, – ничего не даёт. Потому что, если Он даст, – тогда Он утвердит нас в нашем мнении: «Да, ты – самый верующий человек в этом городе, – так и думай о себе!».
А Богу этого не нужно. Это – погибель наша, это – вера в самих себя: в свои добродетели, в свои добрые дела, – а не во Христа. Приходить ко Христу надо, как этот сотник: «Я ничего не имею, у меня ничего нет, – но мне нужна Твоя помощь! Мне сказали, что Ты помогаешь всем, – так помоги!» Человек ни мыслью, ни словом не отражает никаких своих добродетелей, каких-то своих достоинств, – а только свою нужду: «Помоги мне!»
И вот это и будет вера. Но на поверку оказывается, что такой веры у нас нет. Потому что, как только мы почувствуем, что мы – нищие перед Богом, нам делается страшно: если мы такие нищие – куда, где Он поможет, – нужны мы Ему тысячу лет!
Знаете, братья и сестры, Бог – единственный, Кому мы нужны. На самом деле, мы больше никому не нужны: ни детям, ни жёнам, ни мужьям. Мы нужны только Ему. Нет, мы, конечно, в таком хорошем виде кому-то нужны, – нами пользуются, – но если мы завтра будем больными, нищими, ничтожными грешниками, от которых отвернётся весь мир, – неважно, вследствие ли действительного греха, или клеветы, – то единственным, кто от нас не отвернётся – это Бог. Он никогда не отвернётся ни от одного человека и останется с нищим в его безусловной нищете, с грешником – в его вопиющем грехе, с оставленным всеми – в его совершенной оставленности. Бог всё равно останется с нами. Он – единственный, Кто готов взойти на Крест всякий раз, когда нужна помощь грешнику.
Чувствуем ли мы это? Нет. Иначе наша молитва была бы пламенной, и мы бы не сомневались никогда, что Бог нас услышит, поможет, не оставит – просто потому что оставлять Он не умеет.
Когда родился Христос, пришли ангелы и воспели: «Слава в вышних Богу; и на земле мир; и в человецех благоволение!» Вы вслушайтесь в эти слова! Бог примиряется с человеком, и отныне навсегда благоволит человеку, принимающему Христа. Благоволит безусловно, всегда, – и, пока жив этот человек, пока он дышит и в его сердце есть вера во Христа, он не может быть оставлен Богом. И мысль об этом, и память об этом, живое ощущение того, что ко мне пришёл Бог, чтобы меня спасти, – и животворит нашу душу, и окрыляет нас в вере в любых обстоятельствах. Чтó бы ни случилось: война, голод, конец мира или ещё какая-то катастрофа или напасть – Бог всё равно нас не оставит никогда.
И вот это и есть – сила, победившая мир – вера наша. Аминь».

Видеозапись сделана 2 июля 2023 года во время Божественной литургии в храме во имя святого праведного Симеона Верхотурского при Свято-Симеоновской гимназии г. Екатеринбурга.

Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Евгений Панферкин
Текстовая запись: Елена Плотникова.

Добавить в избранное 💚