Вернуться к списку

Общением мы угождаем Богу. Проповедь иерея Константина Корепанова (22.10.2023)

Неделя 20-я по Пятидесятнице.
Проповедь священника Константина Корепанова.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали замечательные слова, заканчивающие Послание апостола Павла к Евреям, в которых даётся одно из простейших выражений правил христианской жизни: «Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.» Удивительно, что и общение, и благотворение, с точки зрения Священного Писания, считаются жертвой, – жертвой, приносимой Богу. То есть, никогда, даже в ту замечательную эпоху, не считалось, что общение или благотворительность есть нечто лёгкое, нечто обыкновенное, что может сделать любой человек. Конечно, речь не о всяком общении; это не то лёгкое, бессмысленное, бестолковое общение, наполняющее сегодня всю нашу жизнь, – в котором всё делается именно для того, чтобы настоящего общения не происходило, чтобы общности не было, чтобы никто не посмел поближе прикоснуться к миру моего быта или моей души, в котором я нахожусь. Это – общение без общности, это – лёгкий словесный флирт, при котором невозможна ни дружба, ни любовь, ни подлинное общение.
Но общение – действительно очень трудное дело. Вот, нам хочется, скажем, отдохнуть, хочется побыть одному, хочется что-то сделать, – а человек стучится со своим одиночеством или со своей бедой, со своей болезнью, со своей скорбью, – он приходит, настойчиво стучится в дверь нашего сердца, чтобы я его выслушал, принял его, отвлёкся от своих дел, от чего-то своего насущного, – и погрузился в его насущное, в его жизнь, в его боль или в его радость, разделил с ним то, что в настоящий момент его мучает. Конечно, для одного человека сделать это несложно, – но сколько вокруг таких людей! Сколько вокруг людей, которые, увидев, что кто-то может жалеть или слушать, понимать или помогать, тут же возгораются и сбегаются к нему! А христианин и должен быть таким светильником – именно так называет его в Священном Писании Христос, в Евангелии: «свет светит», и «свет укрыться не может». И, сто́ит нам только протянуть руку одному человеку, выслушать одного человека – как тут же, смотришь – идёт другой, потому что мир – дик, он одичал, и люди давно не слушают друг друга, давно не помогают друг другу, давно разучились и любить, и дружить. Поэтому, сто́ит только одному прикоснуться к сердцу другого, – как сразу пристраивается поток желающих людей, – и нельзя никому сказать: «Нет.»
Ведь если ты светишь, то светишь всем, находящимся в доме; ты не светишь одному – так, а другому – иначе; ты просто светишь. И эта способность быть светом для другого человека есть состояние души христианина; нельзя сказать, что это обязанность, вменённая ему, хотя мы порой так воспринимаем служение ближнему, – но некое состояние его души: если люди идут к человеку – значит, он светит. Если люди идут к человеку – значит, он излучает тепло; и остановить этот поток тепла невозможно, потому что это ведь – не твоё тепло. Ты получил это от Бога, ты приобщился к Божественной любви – приобщись же и к служению Ему. Ты взял некую толику благодати – придётся тебе учиться истощать эту благодать для других, потому что никогда благодать не даётся человеку просто так – чтобы он пользовался этим сам, для себя, – это убьёт человека; – иди и делись теплом или светом, щедростью или добром, умом, знанием, пониманием – чем угодно; всем, что́ дал тебе Бог, иди и делись, – иначе ты потеряешь то, что имеешь.
И понятно, что, читая Священное Писание, люди даже той эпохи понимали что это трудно: это – постоянное служение, истощание себя в служении другому, – хотя бы тем только, что ты кого-то слушаешь, а кого-то жалеешь, кому-то помогаешь, с кем-то радуешься, с кем-то плачешь, и… – «А мне-то кто поможет? Меня-то кто выслушает?» – думает человек. – «А я-то кому нужен? Я снова – пустой, у меня ничего нет, я всё раздал…»
И ты обращаешься к Богу, в храм приходишь на Божественную Литургию, чтобы здесь, из Чаши со Святой Кровью, пить Божественную Любовь, Божественную Щедрость, чтобы снова восполниться светом и теплом, любовью, жизнью, и служить другому человеку.
И к этому непрестанному служению мы призваны все. Не все могут умно или непрестанно молиться; не все могут знать Священное Писание и умудряться его словами. Не все могут раздавать деньги, ибо большинство членов Церкви – люди бедные. Не все могут чудотворить, не все могут творить дела милосердия – у каждого свой дар. Но все, все без исключения могут не закрывать своего сердца от общения, – и этой жертвой общения благоугодить Богу…

Вот, представьте себе ситуацию: к вам приехали гости. Гости долгожданные, желанные, – вы ждали их лет пятнадцать. И вот, они приехали; вы готовились, вы рады встрече; вы довольны, вы сидите за столом, что-то обсуждаете, о чём-то рассуждаете, вспоминаете, – и это продолжается один день, другой день, третий день… И каждому человеку уже приходит в голову мысль: «Пора бы уже им и уехать… Уже всё обговорили, уже всех накормили, всё уже – давай уходи! Надо вернуться в привычный ритм!»
Но нет, первый день был всего лишь радостью встречи, это не было жертвой, это не было служением. Это было радостно и легко. Наступает второй, третий и четвёртый день, когда ты понимаешь: эти люди не уезжают потому, что им нужно ещё что-то. Им нужен уют или пища, тепло моего сердца или моё внимание; они ещё не сказали самого главного, они ещё не готовы, им надо созреть, им надо подождать, чтобы, может быть, в последний момент вытащить из себя какое-то слово и сказать: «Знаешь, вообще-то всё не так, как я рассказываю; всё очень плохо. Мне нужна твоя помощь…» Или: «Помнишь, тогда мы с тобой поругались, – прости меня! Я больше не хочу, чтобы между нами так было.»
Это нелегко даётся человеку, – но если дотерпеть до конца, то явится то, ради чего Бог организовал это общение.
И вот, наконец, они уехали, и мы вздохнули с облегчением: «Слава Богу, что они приехали, – дважды слава, что они уезжают!» И, когда мы их проводили, и мы радостно пошли и встали перед иконами, – звонит телефон, и мы узнаём, что завтра приезжают новые гости… А потом – ещё и ещё, и ещё…
Конечно, это трудно; конечно, это тяжело, потому что жить в привычном ритме – спокойно и легко. Но если к тебе идёт гость – значит, ты кому-то нужен. Если к тебе идут гости – значит, ты чем-то можешь послужить им; каждый христианин может сказать: «Я же всё равно не молюсь, я же всё равно подвига не несу, я же ничего не делаю ради Христа; – людям, которых посылает мне Бог, послужу. Этих людей, которых привёл ко мне Бог, приму; этому человеку, вошедшему в мой дом, послужу, как смогу.»
И Бог примет эту жертву и вознаградит меня миром, спокойствием, тишиной. И если я пребуду в этом делании до конца своей жизни, то Господь не оставит меня без утешения и надежды, ибо и я, как мог, служил ближнему своему. Аминь.

Видеозапись сделана 22 октября 2023 года во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Андрей Серафимович
Текстовая запись: Елена Плотникова.

Вернуться к списку