Нужно научиться принимать милость.
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга в четверг 23-й седмицы по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня в Евангельском чтении мы слышали притчу о неверном управителе.
…и управлял этот человек имением плохо. И хозяин стал понимать, что тот управляет плохо. и отстранил его от этого дела. И думает этот самый управляющий имением: что мне теперь делать? Работать я не умею, просить милостыню стыдно. Как я теперь буду жить? И он придумал, как это ему сделать. Он позвал должников своего хозяина и велел переписать долговые расписки. Если один из них был должен 100 литров масла, то теперь, по долговой расписке, он должен был 50. Если кто-то был должен по долговой расписке 100 килограммов пшеницы, – то теперь должен был всего 80. И, конечно, те люди, которых он таким образом облагодетельствовал, были ему благодарны, и из благодарности, в знак благодарности могли его какое-то время содержать у себя дома, потому что он им очень сильно помог.
Это представьте себе, – если бы нашелся человек, который бы сделал следующее: у вас ипотека 6 миллионов, и вдруг вам приходит бумага о том, что вы должны не 6 миллионов, а всего 3 миллиона. Конечно, платить надо, но как бы мы были благодарны этому человеку! Он, конечно, палец о палец не ударил, – но каким-то образом ему удалось сделать так, что вы теперь должны всего 3 миллиона. И вы, конечно, были бы благодарны этому человеку. Или вам дал взаймы кто-то, пусть друзья, какие-нибудь близкие, дорогие, ну скажем, – миллион рублей на ваши нужды. И вдруг приходит по какой-то причине смс, что друзья считают, что вы должны им не миллион, а всего лишь там, ну скажем, – 500 тысяч. У вас и этого нет, конечно, но сознавать, что вы должны теперь не миллион, а лишь 500 тысяч, вам значительно легче. Человек, который это сделал, будет пользоваться вашей благодарностью. А может, не будет: мы – такие люди, которые не умеют ценить милости. Мы выросли в атеистической стране, и атеизмом, безбожием пронизано все. Отравлено все, – причем, так или иначе, сама культура даже, в которой мы выросли, отравлена неправильным отношением к милости. Мы живем в сознании того, что мы должны заслужить Божью любовь. Это – одно из самых вредных представлений, которое внушено нам атеистическим, гуманистическим воспитанием – о том, что любовь нужно заслужить. И, сколько бы мы ни ходили в Церковь, сколько бы мы ни жили в Церкви, даже вполне себе, казалось бы, сознательно, мы не можем отделаться от мысли, что любовь надо заслужить. И мы пытаемся ее заслужить. И когда мы изнемогаем в этом нашем желании заслужить Божественную любовь, и приходим в отчаяние, и появляется добрый человек, который говорит: «Да ладно ты, не парься, Бог все тебе простил, ты просто прими это и благодари Его!» А что мы говорим? «Прости, так не бывает. Никто не может просто так вот взять и простить всё человеку. Нет, я должен каким-то образом свою вину искупить и Богу свою любовь к Нему доказать». И хотя бы нам сказал это какой-нибудь человек, – мы все равно ему не поверим, потому что, на самом деле, в глубине души у нас не Евангелие, а вот такие, ну скажем, «правильные» отношения с Богом: «Я должен заслужить Твою любовь». И поэтому у нас ничего не получается, потому что мы стараемся делать так, как нам кажется. В наших дедах еще это проросло, – в наших дедах! А мы уже – третье или четвертое поколение людей, может быть, даже десятое поколение людей, выросшие в убеждении, что прощение надо заслужить, оно не даруется. И милость надо заслужить – она не получается даром. И тому же мы учим наших детей. Мы сами живем в парадигме этого сознания, и потому, сколько бы ни ходили в Церковь, утешиться любовью нашего Бога мы не можем. Нет, конечно, мы получаем неожиданные деньги, но нам стыдно их получать: «Ну, я же не заслужил. Надо как-то отработать». Мы привыкли получать от Него здоровье. Но уж как-то неловко себя чувствуем здоровыми: «Я же, вроде, грешник, ничего не сделал. Ну, как же – я здоров-то? Надо как-то это отработать. Пойду поставлю свечку. Вот, интересно, сколько стоит мое здоровье? 3 свечки по 100 рублей. Лучше 5!»
Но это все мы получаем: получаем неожиданные премии, неожиданные подарки, неожиданные бонусы от врачей, неожиданные милости от Бога. И мы понимаем: да, Бог меня любит… «потому что я же не зря ему молюсь! Я же все-таки и в храм хожу, я же все-таки посты соблюдаю. Спасибо тебе, Господи. Не зря я это делаю». И ничего, собственно, ни хорошего, ни плохого не происходит, потому что Он как давал нам добро, – так и дает. Мы как получали его, так и получаем. Как благодарили, так и благодарим. И в общем-то жизнь наша складывается неплохо. Только любви Божьей, вот живой любви, изливающейся в наше сердце просто так, мы не можем вместить.
…
Потому что мы считаем, что этой любви мы недостойны – пока. «Вот когда-нибудь я сделаю что-нибудь великое, – ну, например, пропощусь 40 дней Великого поста только на хлебе и воде, – вот тогда я сочту, что эту любовь я заслужил. А пока нет, Господи, я не достоин Твоей любви». И мы не можем купаться в лучах Его любви. Просто – любви, как ребенок, как младенчик: его отец держит на руках, гукает с ним, щекочет его. Ребенок, счастливый, хохочет. Он не думает о том, заслужил он или не заслужил. Ему тепло и безопасно на руках отца. Он просто радуется, не понимая, что это такой один на свете отец, у других-то нет, – и он просто купается в лучах его любви.
Вот так просто пить любовь Бога, как пьют солнечный свет, купаться в Его лучах, как купаются дети под летним дождем, мы не можем, потому что считаем, что мы не достойны этого. Получать какие-то ощутимые милости Божьи мы заслужили: все-таки, я в храм хожу, не так просто же я это получаю, всё-таки какой-то мой труд в этом есть. И мы получаем и благодарим, а вот полностью насладиться тем, что принес Бог людям, мы не можем, у нас не получается. Но это полдела (или, может, наоборот – главное дело, я не знаю) – но хуже всего это в том проявляется, что мы не можем нормально относиться к нашим близким. Не можем, потому что мы считаем, что они-то грешники, сволочи, – что с ними сделаешь-то? И любви Божьей они точно не достойны. Вот я достоин, потому что я в храме. Они не достойны, потому что они не в храме. Поэтому «ты, такой-сякой, когда в храм пойдешь, – а? Ну когда, ну сколько тебе говорить уже, что в храм идти надо? Дубина ты стоеросовая, – а? Ну там же тебя милость Божья ждет. Ты походи, лоб побей, свечки поставь. Бог тебе и поможет!» И не можем мы принять. Ну и понятно, что это только наших детей, мужей, жен касается. А тех-то вот отъявленных грешников – нет. Их Бог никогда не помилует и не спасет, потому что таких негодяев спасти нельзя: они же ничего не делают. И мы живем, как нам кажется, христианами, но от христиан у нас только имя, да крест на шее. Потому что мы не верим, что Бог изливает любовь человекам даром. Мы не знаем, что́ такое милость и стыдимся её. Придёт к нам человек и скажет: «Меня Бог помиловал и простил, я пришел Его прославить». И мы сразу скажем: «А за что Он тебя помиловал?» Сама постановка вопроса нелепа. Как – за что? Да ни за что. «За что» – это воздаяние. А милость – она даром даётся, потому что Он так хочет. Потому что такова Его воля – помиловать. Он захотел помиловать – и помиловал.
«Да не бывает так! Не бывает милости! Милость надо заслужить!»
Это – самое вредное наследие нашего атеизма, которое началось задолго до того, как произошла революция. Мы разучились воспринимать милостыню. Мы не только разучились ее давать, – мы разучились ее брать. Попробуй-ка кому-нибудь из вас хотя бы прийти сейчас, дать тысячу рублей, тысячу всего, не миллион, – тысячу. Ни один же не возьмет, ни один; – вот Игорь, может, только возьмет, – он всему рад. А больше ни один не возьмет. Но он – попрошайка, он привык к этому состоянию. Так может, его состояние в сто раз лучше, чем наше, потому что он радуется тому, что ему дали. А мы говорим: «Нет, я этого не достоин. Я не возьму, да нет, да что, а чем я должен отработать?» Мы не умеем получать милость, потому не умеем ее давать. А не умеем давать, и потому не умеем получать. Мы не можем радовать людей. И не можем радоваться людям, – тому, что есть люди.
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова
