Вернуться к списку

Не смиряйте других

Не смиряйте других

4 декабря 2023 года. Беседа священника Константина Корепанова в Храме на Крови г. Екатеринбурга.

Хотелось бы сказать коротенькое слово. Сегодня ночью получил одно очень печальное письмо. Почему-то, так принято думать, что весь смысл христианской жизни заключается в том, чтобы человека смирить. Одно дело, если человек хочет смиряться, то есть смирять сам себя. Это, конечно, дело хорошее и доброе. Когда он сам себя сокрушает, когда он сам себя смиряет, когда он сам налагает на себя какие-то труды и подвиги. Но это тоже требует какой-то разумности, трезвости и рассуждения. Но от этого никто другой не страдает. Даже если что-то не так, то страдает только сам смиряющийся. Но сама интенция сделать с собой какие-то изменения нормальная, понятная и неплохая.

Но почему-то нам кажется, что мы должны также смирять и других. Не только себя, но и других. Если у нас есть хоть малейшая возможность человека смирить, сокрушить, заставить страдать, терпеть, мучиться, то мы сознаем свою миссию исполненной. Это чрезвычайно плохо.

Таким образом могут действовать верующие родители в семье, христианские начальники, так могут поступать люди, облеченные хоть каким-то старшинством. Например, в храме занимает какое-то более или менее ответственное место: регент, начальник над свечницами, может быть, священник. В монастырях такое часто делается. А это категорически неправильно, но почему-то в сознании человека сидит мысль, что другого человека можно изменить. Если человека взнуздать, то он, хошь не хошь, докатится до Царства Божьего. А как иначе-то?

И вот сегодня услышал очередную такую историю и меня это очень расстроило. Существует целый пласт иностранной литературы, который посвящен описанию жизни учеников, школьников-подростков в учебных заведениях 19 века. У нас, как правило, такого не было. Или я не знаю таких произведений, где бы это было описано. А в зарубежной литературе таких историй про викторианскую школу и о том, какие там были методы, написано немало. Например, Оливер Твист. Или, скажем, Джейн Эйр, описание того, как она в детстве в школу ходит. Это общее место не только для английской, а в целом западной литературы. Есть некий набожный, благочестивый директор или пастор, который считает, что лучший путь к спасению человека – это поставить его в невыносимые условия. Человек будет это терпеть и, стало быть, спасется.

Эта мысль объективно неправильная, но и совершенно не христианская. Она не имеет никакого отношения ни к Евангелию, ни к Новому Завету, ни к апостольскому учению, ни к Библии, ни к чему. Ни к чему! Кроме одного единственного места священного Писания, где Господь Иисус Христос говорит: “Вы, порождения ехидны, обходите море и сушу, дабы обратить (спасти) хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас”.

Человек может и должен терпеть, человек может и должен смиряться. Это действительно так, но это та узда, которую он накладывает на себя сам по своей вере или по своей любви ко Христу. А в отношении любого другого человека он поступает как фарисей, связывающий бремена неудобоносимые, заставляя человека страдать и мучиться. Христианин с другим человеком поступает милостиво, сострадательно, сопереживательно и снисходительно. Окружая его любовью, заботой, долготерпя к его немощам, нося его скорби, разделяя с ним быт, и всевозможные переживания.

Но почему-то до нас это никак не доходит. Не будем сейчас даже трогать уклад монастырей и поведение священников. Но ведь в семейной жизни очень часто верующими родителями создается невыносимая ситуация для домашних. Когда человек считает, что если он знает Священное Писание, то можно жестко, сурово, а потом и жестоко, относиться к своим домашним, к близким. Он (или она) начинает требовать от родных, чтобы они постились, молились и терпели его или ее, чтобы они во всем слушались и прочее, прочее, прочее. Именно требуя, настаивая, думая, что таким образом они спасают человеческую душу. На самом деле это никак, кроме как неправдой, неправедностью и жестокостью не называется. Я ко всем обращаюсь, не только тем, кто в зале сидит, но и тем, кто смотрит, Не делайте так.

Если у вас есть желание кого-то смирить, кого-то заставить терпеть, кого-то принудить – это никакого отношения к христианству не имеет. Иначе бы тогда Христос пришел и взнуздал бы нас, а он умер за нас. Это принципиально другая установка. Требовать чего-то от другого и отдавать себя в жертву – разные религии, разное духовное состояние. Мы не требуем от других, мы отдаем себя.

Господь Иисус Христос предлагает нам путь спасения, а не гонит по нему. Он говорит: «Если хочешь быть моим учеником, возьми крест и следуй за мной». Хотя может на каждого положить этот крест, и путем разных истязаний и понуканий направить его туда, куда ему надо. Но тогда человек не спасется. Этот путь не может спасти, потому что в том и состоит тайна спасения: человек должен возлюбить и принять этот крест добровольно, по любви ко Христу. Именно умилившись сердцем от того, что так его любит Бог, чтобы не тяготиться принятым крестом, не роптать за принятый крест.

Вот сейчас идет пост, только начался, всего неделя прошла. И человеку уже трудно и тяжело. Снег, зима, мороз, хочется куриного бульона. Это можно понять: хотеть горячего куриного бульона из настоящей домашней курицы, которую давно зарезали, еще лет 30 назад. Человеку хочется, но в этом-то и состоит суть поста! Мне хочется, но я сам наступаю на горло собственной хотелки и говорю: «Нет, а я не буду. Я хочу, да, но не буду. Мне хочется: и этого хочется, и того хочется, но я не буду, потому что я хочу для Тебя что-то сделать, ради Тебя что-то сделать. От чего-то отказаться, что-то потерпеть, я этого хочу сделать, ну хоть что-то!».

А если человек воздерживается от мяса или от пряников, или еще от чего-то, а думает: «Да елки-палки, когда же это кончится, сколько там дней? Еще 4 недели, 3 недели. Да я же не вытерплю, это как мне жить-то? Да вот угораздило кого-то эти посты придумать!»

Да никто ничего не придумывал. Люди в свое время просто хотели так жить. Хотели что-то делать для Христа. И когда любишь, хочешь что-то сделать для любимого. Вот сейчас уже не работают примеры супругов… Но для сына сколько делает мать, сколько она делает для своего любимого ребенка! И не спит, и не ест, и забывая о себе, куда-то бежит. Потому что любит. Любит.

То же самое нам предлагается научиться делать для Христа. Не пост спасает человека и не коленопреклонения, и не молитвы даже. Спасает человека любовь, которую он начинает испытывать ко Христу. Мало-мало, совсем крошечка любви, но он его любит. И благодарен ему за то, что Христос пришел и спас его. И плачет порой перед крестом и говорит: «Господи, как же Ты нас терпишь-то всех, а? Как Тебе трудно, как Тебе тяжело, а я ничего не могу сделать для Тебя, но как бы мне хотелось!»

Только это ощущение, пусть крошечное, пусть маленькое, но именно оно хоть что-то делает для того, чтобы нас спасти. А когда человек ропщет сам на свои скорби, или еще того хуже, устраивает скорби своим близким или подчиненным, это ужасно. Это худшее фарисейство, которое может быть. Хуже этого ничего нет, когда человек употребляет насилие, оправдывая это именем Христа. Христос так не делал никогда. Он, наоборот, развязывал, разрешал, освобождал измученных, отпускал их на свободу, терпеливо нес и несет все наши немощи. Он и пришел для того, чтобы спасти нас. Не тем, чтобы сурово наказать, а тем, чтобы умереть. И тем, чтобы мы, почувствовав его заботу и любовь, стали делать шаги навстречу ему. А когда мы вместо этого вдруг придумали мучить других, обижать других, унижать других во имя Иисуса Христа, это безобразие ни с чем несравнимое, это почти сатанинская ложь. Только сатана, человекоубийца искони, может испытывать наслаждение, видя страдания и боль другого человека. Ради Христа мы с собой можем сделать то, что считаем правильным и нужным. Это пожалуйста. Но в отношении ни одного человека мы не можем поступить так. Это заведомая ложь и к христианству никакого отношения не имеет.

 

Вернуться к списку