#оКонстантинКорепанов 26 февраля 2023 года. Неделя сыропустная. Прощенное воскресенье. Воспоминание Адамова изгнания. Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святая Церковь вспоминает сегодня изгнание Адама из Рая, и песнопения, наполняющие наши души, — об этом. Конечно, как бы проникновенно и глубоко ни звучали эти песнопения, чаще всего они не касаются глубины нашего сердца. Преподобный Силуан Афонский плакал и говорил: «Скучает душа моя по Богу, слёзно ищу Его. Когда Ты придёшь ко мне, Господи, Боже мой?» А мы не скучаем, потому что не по кому скучать. Мы не плачем об изгнании из рая, потому что мы там не были. Мы родились в этой земле, видели радости этой жизни; кто-то увидел их в родных местах, кто-то увидел в Эмиратах, кто-то — на Бали; кто-то — в Европе. Кто-то видел, как ему казалось, уголки райской жизни, и для него печаль — вовсе не то, что он изгнан из рая, потому что он никогда не ощущал себя изгнанным. Он не был никогда в раю, поэтому не может плакать. Вот, вчера отец Сергий говорил по поводу псалма: «На реках вавилонских сидели мы и плакали». Плакали, потому что изгнаны, потому что мы ушли в страну изгнания. Мы можем плакать, потому что что-то потеряли. Если мы ничего не имели, то и терять нам нечего. Поэтому сердце не отзывается ни на строки канона, ни на строки замечательного икоса, ни на строки стихир, ни концертных песнопений, потому что мы никогда не были в раю, мы никогда не видели Бога своего, мы никогда не познавали Его любовь, — потому и не плачем. А потому нам не понятны ни проникновенные слова Великого покаянного канона Андрея Критского, ни весь строй Великого Поста, который превращается для нас просто в некое гастрономическое напряжение: нужно потерпеть, подождать; вот, придёт Пасха — и отъедимся! Мы просто не знаем, чтó ещё делать Великим Постом, — кроме, как только ограничивать себя в еде, да читать побольше молитв, — обязательно молитву преподобного Ефрема Сирина, — а что ещё-то? Конечно, Постная Триодь даёт нам много пищи и для покаяния, и для размышления, для переосознания своей жизни, — да кто же её слушает, эту Триодь? Кто же внимает? Мы просто стоим, исполняя нечто, нам не ведомое, как солдат на посту: сказали стоять — стоим, оставаясь без пищи, — и потому не плачем ни сейчас, ни Великим Постом, потому что ничего не теряли. А не теряли потому, что ничего не приобрели. Чтобы стать христианином, у каждого должен быть опыт общения с Богом, опыт познания Бога, опыт причастия Богу, — осознанного причастия Богу, когда он знает, как любит его Господь, как неизреченна, непостижима и непоколебима Его любовь. И, когда он делает что-то не так, когда он теряет эту любовь, он ниспадает из райских кущ, из Царства Небесного на землю, в юдоль плача, в болото страстей — и тогда начинает плакать, вспоминая, как хорошо ему было с Богом. Этот опыт, — не мысли о третьей главе Священного Писания, не мысль о том, зачем пришёл Христос, а опыт, — пережитый святыми отцами опыт потери рая, опыт потерянного Богообщения, — вот что родило и эти песнопения, и это Богослужение, и сам Великий Пост, — опыт потери близости, связи с Богом. У нас это — только искомая цель. И для нас всех вступление в пост имеет такую задачу: приобрести опыт Богообщения, — во дни ли поста, — ведь не случайно вспоминается и Григорий Палама, и Мария Египетская, и Иоанн Лествичник со своей «Лествицей», и Крест Христов, — всё это представляется, как лестница восхождения не просто к празднику Пасхи, а к встрече со Христом — переживаемой встрече со Христом. Если это случится с нами — пост прошёл не зря, и тогда наша жизнь изменится, и мы дальше будем жить другими; если не случится — опять «холостой» пост, опять он ни к чему не привёл, опять ничему не научил, это было всего лишь упражнение своей воли, воздержания от определённых удовольствий, связанных с тем или иным приятным для нас делом. Чтобы войти в этот пост, очень важно, чтобы сердце наше было чистым. Часто мы не можем прикоснуться к Богу именно потому, что сердце наше нечисто. А нечисто оно потому, что там много горечи и обиды. А в сердце обиженном Христос не живёт. Вы сегодня слышали Его слова: «Не простите от сердца прегрешений брату своему — и Бог не простит вас.» Он простил нас всех с Креста. Он даровал нам прощение всех наших грехов — и соделанных, и делаемых, и тех, которые мы когда-либо сделаем. Условия — два: вера в искупительную силу крестных страданий Господа и прощение другого человека: прости всем всё — и будешь прощён. Что бы ты ни сделал, какие бы страшные грехи ни сотворил — Бог простит, — но ты прости всех! … Окончание — в первом комментарии к этому видео.
Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео): «Но мы не хотим. Нас обидели, и мы затаили обиду; — нет, мы простили, мы общаемся с человеком, мы смотрим даже ему в глаза, — пусть недолго, — нам кажется, что всё хорошо, — только сердце ноет: я не хочу видеть этого человека! Мне он неприятен, я его избегаю. В сердце накопились сотни, — сотни обид, не уврачёванных молитвой, не уврачёванных плачем, — и поэтому сердце занято воспалённой гордыней, уязвленным самолюбием — там негде вместиться Христу. Простить надо, простить — не просто придти сюда вечером на чин Прощения, — удивительно трогательный, — и попросить прощения у здесь стоящих людей, — это несложно: эти люди ничего плохого нам не сделали. А вот придти туда, где нас обидел кто-то, мы не можем, и примириться с ним мы не можем. И он не придёт никогда просить у нас прощения, да и не должен — не он же христианин, а мы! Это мы должны простить ему, независимо от того, просит он прощения, или нет; отпустить от сердца — то есть, чтобы сердце было чистое, ни на кого не имело обиды. Это невозможно сделать усилием своей воли — невозможно, как невозможно усилием своей воли исцелить рак или инсульт; хочется — ну, хоти дальше: ничего не выйдет! Чтобы исцелить сердце, надо молиться, — молиться о том человеке, который меня обидел. Так ведь и велит Христос: «Молитесь за обижающих вас, благословляйте проклинающих вас; делайте добро тем, кто делает вам зло.» Только так вы сохраните связь со Христом; это безусловное правило, по-другому невозможно: нет «чёрного» входа. Кто-то сделал добро — замечательно; мы его любим, даже если он сказал нам не очень приятное; но сделал человек зло — начни за него молиться, иначе обида вселится в твоё сердце и отравит его гордостью. Вот, пост наступает. За сегодняшний день мы ничего не успеем сделать. Но у нас впереди — большое поприще поста. Не будем просто ходить в храм, стоять и молиться; — будем молиться о том, чтобы исцелилось сердце наше: «Господи! Дай мне любовь к мужу моему, который меня предал! Помоги мне простить его! Помоги мне простить ребёнка, который уехал, и не звонит, не пишет! Помоги мне простить сноху свою, или свекровь, или друга, который не дал мне взаймы, или ещё кого-то!» И, пока сердце не откликнется слезами, плачем и желанием спасения этому человеку, — всё тщетно, всё напрасно. Мы напрасно тратим годы своей жизни: сердце наше мертво от нашей гордыни. Помолимся о тех, кто нас обидел, не один раз, не два раза, не списком — а до тех пор, пока мир к этому человеку, слезами стяженный мир не умягчит наше сердце, — и тогда, действительно, Пасха для нас откроется не только радостью пасхального стола, — но радостью воскресшего Господа. Аминь».
Автор: Константин Корепанов Видеозапись — фрагмент трансляции телеканала «Союз» Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга https://youtu.be/QZh2uRgsTnM Текстовая запись: Елена Плотникова