Вернуться к списку

Мы — живые камни Христовой Церкви. Проповедь священника Константина Корепанова (12.12.2024)

Мы — живые камни Христовой Церкви
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга в четверг 25-й седмицы по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали общую для трех евангелистов притчу о виноградарях. Она о том, что некий богатый человек посадил виноградник, построил в нём точило, – то устройство, с помощью которого из винограда можно делать вино. И он отдал этот виноградник арендаторам, которые не захотели приносить ему арендную плату. Он посылал к ним своих рабов, посылал своего сына. Они одних били, других убили, – в конце концов, убили и сына своего господина. И тогда он разгневался, и, естественно, пришлет воинов, которые этих злых виноградарей накажут, а виноградник отдадут тем, кто будет не только получать вино, но и отдавать должное.
Заканчивается эта притча в Евангелии от Луки словами Христа о том, что есть некий камень, которого строители не заметили, отвергли и стали строить по-своему. Но это – краеугольный камень, и он есть основание всего, и всякий, кто не принимает этот камень, будет созидать не свою жизнь, а свою смерть. И здесь Господь наш Иисус Христос закладывает основание образа, который будет очень и понятен всем христианам, и возлюблен ими, и часто его используют апостолы. Сам Христос представляется неким краеугольным камнем, фундаментом в основании огромного здания. Это сейчас заливают бетон, а раньше фундамент состоял из камней, и в самом основании этого фундамента лежал большой камень, на который все опиралось. К нему пристраивались остальные, и на этот, сложившийся из камней фундамент, потом клали другие камни, которые составляли стену. И вот это основание здания, основание храма Божьего, основание Церкви Христовой и есть Христос; и все поколения христиан становятся живыми камнями в этом самом храме, как говорит апостол Петр. Если человек не на Христе основывает свою жизнь, если он не на Христе основывает свою деятельность в Церкви, то это – суетный труд: всё сгорит, все истлеет, все разрушится, кроме этого здания Церкви. Только оно будет жить вечно, только оно и явится, как небесный Иерусалим, и из него потечет живая вода благодати Святаго Духа, напаяющая всю землю.
Очень важно поэтому христианам быть внутри Церкви. Очень важно быть и основывать свою жизнь именно на Христе. Представьте себе стройку, на которой, допустим, строится храм. А кто-то решил начать иное здание; он берет эти же кирпичи, предназначенные для храма, но кладет их в другом месте, основывая на другом основании, и здание получается красивым, а главное, полезным, функциональным, – но оно сгорит и истлеет. И все те кирпичи сотрутся в пыль, у них нет перспективы вечности, они никогда не будут жить вечно. Они, вроде бы, и не виноваты сами, что их использовали по другому назначению, но тем не менее, они основаны не на Христе. И пусть из них делается красивое здание, нужное здание, полезное, даже кажется бы, достаточно прочное здание, – но придет огонь последнего дня, огонь Страшного Суда, и все сгорит и истлеет, и только те живые кирпичи, которые были основаны на Христе, только те и будут жить вечно. Но и в те времена, как мы знаем из Евангелия, и сразу же после Христова века, в первые апостольские времена, и спустя апостольские времена, и во II, и III, и V, и XV, и даже XXI веке много было людей, говорящих о Христе, проповедующих Христа, но, тем не менее, не основывавших своей жизни на этом живом Камне.
И поэтому апостол сегодня говорит, обращаясь к Солунянам: «Братья, стойте и держите предание», потому что именно предание помогает нам основание нашей жизни положить именно на истинном краеугольном камне, – действительно на Христе. Многие придут и скажут о Христе. Много будет волков в овечьих шкурах. Многие придут во имя Его. Многие придут и будут делать чудеса и знамения, и являть любовь и сострадание, и являть светлый лик Царства Его; даже сатана, может сделаться ангелом света и может говорить о Христе, как мы уже слышали, это бывало и во времена апостольского века. Многие лживые люди, многие лживые существа, даже бесы, могут проповедовать Христа только для того, чтобы отвлечь людей от Церкви, сказав, что именно здесь строится здание, которое велел строить Христос, и только здесь – подлинное спасение во Христе. И, предупреждая об этом, апостол говорит: “Вам очень важно знать Предание”. А что такое Предание? Мы представляем его себе по-разному. Но в контексте той притчи, которую сегодня нам говорит Христос, это есть свидетельство самых ближайших к нам по времени людей, которые точно основывали свою жизнь на Христе. Ведь кирпичи же не с воздуха кладутся, камешки не на воздухе устанавливаются. Перед тем, как класть какой-то ряд, нужно положить ряд перед ним, который уложен на другой ряд, – а тот положен на еще предыдущий…

Суть здания и состоит в том, что ни один ряд, ни в одну временную эпоху не начинает строиться с нуля, но всегда он является именно преемником по отношению к предыдущим рядам. И очень важно человеку в первую очередь сохранить это представление о последовательности рядов, чтобы никто не обманул и не сказал ему: «С меня начинается истинная жизнь», «С меня начинается подлинное свидетельство о Христе, только я знаю, где и как надо строить». Это, конечно, и о ересях, и о сектах, но не только. И внутри самой Церкви, внутри самого этого здания, созидаемого Духом на основании краеугольного Камня, всегда нет-нет и появляется человек, который лжет; который либо сам заблуждается, либо сознательно вводит людей в заблуждение и не держится Предания. Он вроде бы формально принадлежит Церкви, он вроде бы преемник по отношению к предыдущим поколениям, но в том-то и состоит благодать Святаго Духа, что внутри Церкви она обличает человека во лжи: «Ты проповедуешь учение, которого Христос не приносил. Ты проповедуешь слова, которых Христос не говорил. Ты искажаешь Его учение, Его истину, Его правду. Ты не свидетельствуешь о Нём Духом Святым. Твои слова – слова человеческие, твое учение – учение человеческое, формально вроде бы ты в Церкви, но Духа Святаго в тебе нет». И апостол Павел предупреждает: “В ком Духа Святаго нет, тот Христу не принадлежит». И это тоже бывает соблазном, и потому так много в истории Церкви не только ересей, но и многочисленных расколов, когда человек, казалось бы, исторически преемственен предыдущим поколениям строителей Церкви, но истины в нем нет. Он – негодный, испорченный камень, и выбрасывается вон; он уже не в Церкви, хотя думает, что в Церкви – он отделился от нее. И самое печальное, что, отделившись, он уводит с собой людей. Нам представляется, что жить в Церкви – это очень просто: пришел себе – да и молишься; прочитал Писание – и закрыл его. И просто главное – ходить, ставить свечки, ходить на исповедь к любимому батюшке, причащаться из его рук Тела и Крови Иисуса Христа, и больше ничего не надо. И апостолы первого века христианства говорили: «Не смейте так думать, ибо каждый христианин, каждый лично, персонально ответственен и за свою жизнь, и за то, чтобы Церковь созидалась. Мы сами должны испытывать и себя, и тех людей, которые нас окружают, и того любимого батюшку, который нам что-то говорит: «А то ли он нам говорит? А в истине ли он? А несет ли он учение Христово? И то, что я говорю своим детям, своим друзьям, своим внукам, – я действительно несу им учение Христово? Я действительно проповедую им Христа, или просто говорю от ветра головы своей?» Каждый ответственен за то слово истины, которое ему вверено. Он не может сказать: «Я не знал, я не понимал, я не думал, что так будет». Этим он свидетельствует, что он всю свою жизнь проходил человеческим умом, человеческим сердцем, а Христа в нем не было, благодати Духа в нем не было. Мы же – не просто человеческая организация, собравшаяся в храм по интересу, чтобы прославлять Того, Кого мы любим. Мы родились в день нашего крещения, и Бог, Творец неба и земли, Бог, висящий для нас и за нас на Кресте, вошел в наше сердце. И там Он живет и меняет и сердце, и наш ум, и наша жизнь пропитывается благодатью Святого Духа. И этот Дух Святой, которым мы запечатлены в день нашего искупления, свидетельствует нашему сердцу, когда мы лжем, свидетельствует нашему уму, когда лжем мы и лгут нам другие. Мы – в Духе Истины, Который дан нам для того, чтобы наставить на всякую истину. И ни один человек не сможет оправдаться тем, что он чего-то не знал, чего-то не прочитал или чего-то не понял, потому что источник премудрости, Дух Истины, Иже от Отца исходит, уже в нем живет. Если мы Его не слышим, если Его не чувствуем, то этим обличаем сами себя, – никакие мы не христиане. Христианин – тот, кто получил благодать Святого Духа и хранит ее всем опытом, всем подвигом своей жизни, принося благие плоды Святаго Духа, Который ему дан. Если человек не получил, не сохранил этих плодов Святаго Духа, данных ему в крещении, то он будет во тьме, потому что света не сохранил, в свете не устоял, плодов света не принес. Каждый человек, как бы немощен и слаб, как бы грешен он ни был по своей жизни, – Сила, переворачивающая мир, Сила, животворящая все, ему уже дана. И по этой силе Святаго Духа в сердце каждого человека, каждый свидетельствуется тем, что он – действительно в Церкви. И когда он сомневается: «А подлинно ли то, что́ я чувствую и переживаю, то, что́ я думаю, и то, как я говорю? Подлинно ли это в Духе?» – он рассказывает об этом Церкви, свидетельствует об этом отцам, сверяет свои слова с учениями отцов и понимает: да, мое учение отцам не противоречит. Это – действительно, то Предание, то учение, которое передано отцами; я действительно сохраняю Дух истины, и действительно, значит, я – в Церкви». Если мы пребудем в Церкви, в Духе истины, до скончания своих дней, – сколько бы ни было у нас грехов, сколько бы ни было по жизни падений и отступлений, мы, несомненно, спасемся, потому что этот Дух Святой, сохраняющий нас по жизни в покаянии, в истине и в любви и есть вечная жизнь. Аминь
Вернуться к списку