Вернуться к списку

Любовь к Богу — критерий Жизни. Проповедь иерея Константина Корепанова (20.08.2023)

Проповедь священника Константина Корепанова.
Неделя 12-я по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы слышали в Евангельском чтении сюжет о богатом юноше, который раскрыл вполне глубоко и полно отец Сергий.
И важно помнить всегда, что главное качество человека – это его любовь к Богу. Не добродетель, – какой бы самой по себе
красивой и ценной она ни была, – всё это не имеет никакого значения. Человек пал, потому что он потерял любовь; – не добродетель он потерял, а любовь; он не поверил, не доверился Богу. Он не послушался Бога из нелюбви к Нему. Ведь так произошло грехопадение. Человек, с первых шагов по этой грешной земле, подумал, что главная его цель – быть добродетельным. И, собственно, Каин был добродетельным; он же никакого греха не делал до того, как убил своего брата, – а убил он из зависти к тому, что Бог принимает Авеля, – а его, Каина, не принимает, хотя Каин – вполне хороший, добродетельный человек. Но Авель любил Бога, а Каин – нет.
И так – через всю жизнь, через распятие Иисуса Христа, и вплоть до последних дней этого мира, люди разделяются не на хороших и плохих, добродетельных и недобродетельных, – а на тех, которые любят Бога, и на тех, которые Его не любят. Сегодняшняя история нам лишний раз подчёркивает, что главное качество жизни человека – это любовь к Богу и, как производное этой любви, как неотъемлемая часть этой любви – это любовь к ближнему.
И вот, мы находимся в преддверии великого праздника, который начнём праздновать уже сегодня вечером – день Успения Пресвятой Богородицы; и мы будем вспоминать, что Она именно возлюбила Господа Бога Своего всем сердцем Своим. Матерь Божия – это олицетворение любви к Богу и к людям. Как поётся в кондаке: «мира во успении не оставила еси». Она ушла к Богу, преставилась к Нему, но не оставила нас здесь, в скорбях странствования нашего на пути к Богу. Она не успокоилась в том, чтобы, наконец, испить ту чашу блаженства, которая Ей предназначена за Её подвиг любви, но попечением, ходатайством Своим, молитвами Своими продолжает оберегать и охранять нас, – каждого из нас. Просто Матерь Божия, может быть, в самой большой полноте, усыновив всех нас, как бы представляет Себя Матерью всех нас, и имеет о нас такое глубокое и нежное попечение, – но и каждый святой, в меру своей святости, не оставляет этого мира, он заботится о нём, потому что такова его любовь. И человек добродетельный во всех остальных смыслах: не пьёт, не грешит, не делает никакого зла, – но равнодушный к боли, страданию другого человека, оставляющий его на произвол судьбы, – этот человек не знает Бога. Он чужд Богу, в его добродетели нет никакого смысла: любовь, и только любовь не только созидает человека, но и являет то, что он – действительно человек, что он знает Бога, и что Бог живёт в нём. И без любви – к мужу ли, к детям ли, без любви к родителям, врагам и друзьям нет ничего не только у христиан, – нет ничего в человечестве, просто нет.
Вот в этом жалком состоянии мы находимся: мы никого не любим; при этом мы хорошие, мы добрые, – мы варим еду, мы стираем одежду, носим продукты, перевязываем раны, – но мы же не любим этих людей, – и об этом говорит то, что мы их осуждаем, мы над ними превозносимся, мы их укоряем, их мучаем, – будь то муж или сын, дочь или мать. Мы свидетельствуем всей своей жизнью, что мы никого не любим, – и, пока мы не полюбили хотя бы одного человека, мы свидетельствуем о том, что мы чужды Царству Божьему, мы пребываем вне его; Христос ещё не коснулся нашего сердца, мы ещё не открыли Ему дверь нашей души.
А любовь не превозносится; она не раздражается, она не поучает и не радуется злу. Любовь всё переносит, она никогда не изнемогает. Любовь никогда не отчаивается и никогда не прекращается.
«Всё, я больше этого терпеть не могу! Хватит!»
Это ты сказал только о том, что ты никогда не любил. Раз кончилась твоя любовь, её никогда и не было. И этот день – великий день твоей жизни: ты понял, наконец, что никогда никого не любил. Начни же сегодня, осознай всю беспомощность своих потуг любить другого человека. Осознай, смирись, склони колени перед Богом и скажи: «Я никого не люблю, ни детей, ни мужей, ни жён своих, ни родителей, ни Тебя, Господи не люблю, – но я так, Господи, больше жить не хочу. Напитай меня Своей любовью, дай вкусить радость любви хоть к одному человеку, чтобы жить его жизнью, радоваться его радостью, переживать его скорбь и, если потребуется, душу свою отдать, – лишь бы ему было хорошо.
Только Бог может нас напитать такой любовью. Только у Него она есть. Потому мы и молимся, потому мы и посещаем храм; потому мы и каемся, – чтобы напитаться этой любовью, вместить её в себя; идти и любить, чтобы жизнь наша была осуществлением любви.
Бог не требует от нас любви, Он знает, что мы – существа, абсолютно её чуждые. Он нам её даёт, – даёт в Таинстве крещения, в причащении, в Таинстве покаяния и Таинстве брака. Он приобщает нас к Своей любви, сочетая всех нас с Собой, чтобы все мы вкусили Его, научились жить в любви и возрадовались о том, что любовь ныне живёт в сердце нашем, и она есть – жизнь. Аминь».

Видеозапись сделана 27 августа 2023 года во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Андрей Серафимович.
Текстовая запись: Елена Плотникова.

Вернуться к списку