Вернуться к списку

Любить — это больно, но только в любви есть Жизнь. Проповедь иерея Константина Корепанова (5.01.23)

Добавить в избранное 💚

#оКонстантинКорепанов 5 января 2023 года. Предпразднство Рождества Христова. Проповедь иерея Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Екатеринбурга в четверг 30-й седмицы по Пятидесятнице. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня мы слышали Евангельское чтение, в котором, в изложении евангелиста Марка, рассказывается история о том, как Христос встретил некоего богатого юношу. Этот юноша сам подошёл к Нему, как говорится в Евангелии — «припадая», то есть, преклоняясь, с благоговением, уважением, со всяким почтением, кланяясь Господу, он говорит: «Учителю благий! Скажи мне, что нужно сделать, чтобы наследовать вечную жизнь?» И Христос, как бы не обращая на него никакого внимания, говорит: «Но есть же у тебя заповеди, — вот и соблюдай их!» Юноша спрашивает: «Какие заповеди я должен соблюдать?» Христос говорит: «Обычные, которые записаны в Десятисловии Моисея, — начиная от пятой заповеди» — говорит ему о том, что он должен делать. Юноша радостно, вдохновенно говорит: «Так я это всё делаю, и делал всегда от юности моей! Что ещё мне нужно сделать?» И тогда Христос говорит ему слово, которое огорчило юношу. Человек всегда, особенно если он ходит в церковь, особенно если он ходит не первый год, особенно если он ходит лет двадцать, особенно если он читал Священное Писание, всегда норовит искусить Господа Бога своего и спросить у Него, — или, что ещё хуже, — у священника: «Скажи мне, что мне нужно сделать, чтобы спастись?» Сам этот вопрос в себе содержит лукавство: как вопрос ни поверни, — оно всё равно есть. Во-первых, если он так давно ходит в церковь и служит своему Богу, то он знает заповеди Божьи, и знает, что нужно делать, чтобы спастись. Сколько бы ни было этих заповедей, кто бы как ни мерял эти заповеди, — но всякий искренне их исполняющий знает, что он их не исполнит. Но, по крайней мере, он точно знает, что нужно делать. А если он спрашивает, то спрашивает потому, что уверен, что он всё уже сделал. Но если человек уверен в том, что он всё сделал, — значит, он и есть тот самый фарисей, который никого из людей не любит. А ведь те заповеди, которые перечислил здесь Христос, которые человек мог бы прочитать хотя бы в Десятисловии, говорят о том, что он должен любить своего ближнего. А он его не любит, — значит, он не исполнил закон, не исполнил заповедь. Он тешит себя надеждой, что он исполнил, тогда как, на самом деле, он не исполнил, он просто обольщает сам себя, он же никого не любит. Если бы он знал, что людей надо любить, он бы никогда не спрашивал о том, что нужно делать, потому что сердце ему бы показывало и подсказывало, сколько ещё людей нуждается в том, чтобы он сотворил им милость. Не то, чтобы, как позже скажет Христос: «Раздай всё имение нищим», — но хоть кому-нибудь помоги! Сколько несчастных людей нуждается в твоей любви, — иди и помоги им! И любой человек, ныне живущий, если он искренне служит Богу своему, знает, как мало он любит, — если любит вообще; как много он не делает из того добра, которое должен делать, как не хватает у него сил для того, чтобы явить милость к людям, в этой милости нуждающимся, как часто ожесточается и раздражается, и гневается его сердце, хотя заповедь о любви к ближнему, как к самому себе, есть ещё в Ветхом Завете. И этот юноша её знал. Но он лукавит и с другой стороны, потому что вопрос, который он задаёт Христу: «Что мне сделать?» влечёт за собой ответ: «Ну что же, — если ты такой хороший, если ты такой правильный, — возьми крест и иди за Мной. Оставь всё, — пойдём!» И сердце у этого юноши огорчилось. Он не хочет идти за Христом. Он не любит Бога. Потому что, если бы он любил Бога, ему не надо было бы задавать вопросов, — как любящий человек не задаёт вопросов любимому: «Что для тебя сделать?» Такой вопрос задаёт лукавый человек, который хочет показать свою любовь. А любящий не задаёт таких вопросов: он знает, что хочет его возлюбленный или его возлюбленная. Он делает то, что подсказывает ему сердце. Он не ищет исполнения закона, он просто любит. И у него нет вопроса: «Что мне сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?», ибо любовь к Богу и есть вечная жизнь, и любящий Бога это знает. А юноша этот не любит Бога. И вопрос, который он задаёт, и предложение Христа идти за Ним, показывают человеку, что он не любит Бога, — а, значит, нет в тебе жизни. И эта заповедь ведь тоже есть в Ветхом Завете. Не только так, как мы привыкли говорить: «Чти Господа Бога своего», — но так, как она звучит в книге Второзакония, которую, несомненно, читал и знал наизусть этот юноша. … Окончание — в первом комментарии к этому видео.

Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео): «А там говорится: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем своим, всем помышлением своим, всей крепостью своей!» И юноша знал, что нужно любить, но он не любил, — как тот фарисей, который хвалился перед алтарём и благодарил Бога, но не любил брата своего, стоящего рядом; как тот брат, который остался с отцом, и ненавидел своего блудного брата, вернувшегося в дом, — как те фарисеи, которые распяли Христа, потому что не любили Бога; — как и мы, которые делаем множество вещей, потому что их надо делать, потому что нам так сказали, а не потому что мы любим своего Бога. «Ну что же, надо идти в храм. Конечно, лучше бы сериал посмотреть, дома бы полежал, ёлку бы нарядил, подарки бы сделал, курицу бы поставил в какой-нибудь рассол, чтобы к завтрашнему дню она была вкусна. Но надо идти в храм, — что же делать!» Если бы все влюблённые бегали так на свидание, — у нас бы давно не было семей. Если наше сердце не влечёт нас к храму, к Богу если мы причащаемся, потому что так надо, потому что пришло время: раз в неделю положено, — а не потому, что сердце жаждет жизни, жаждет любить, жаждет взять силу и простить своего несчастного мужа или свою несчастную жену, или своих заблудших детей, «Не могу, батюшка, не могу. Сволочь он! Ну как его простить? Сил нет, он столько мне зла сделал, — как его простить?» Но ведь Бог прощает! — «Так то — Бог! Я же — просто человек!» Нет, ты — не просто человек. Ты — не совсем обычный человек. Ты сегодня приняла в себя Бога, Который простил твоего мужа. Иди и прости, — всего лишь! Но человек закрылся в своём эгоизме. Он не хочет любить ни Бога, ни человека. Но это же и есть смерть! Мы ходим и дышим, Мы хуже, чем тог богатый юноша, который всё-таки был пристыжен. Мы бы и не устыдились. Мы бы пошли за Господом, параллельно за спиной Его решая свои финансовые проблемы, окружив Его, чтобы никто к Нему не подошёл, злясь на тех, кто получает от Него прощение: «А им-то за что, Господи? Я-то заповедь исполнил, за Тобой иду, а им-то что надо от Тебя? Гони их, Господи, гони!» — мы так делаем. Юноша хоть застыдился, а мы — не стыдимся. Мы никого не любим, любить не хотим, ни за что на свете любить не будем ни Бога, ни людей, но при этом хотим, чтобы нас все люди и Сам Бог считали хорошими. И только попробуйте не считать нас хорошими! Мы вам покажем, на что способен в гневе и раздражении русский человек! Вот и вся наша любовь, вот и вся наша вера! И от этого пришёл нас спасти Христос. Пришёл спасти, соединяя нас с Собою, чтобы мы не могли оправдаться: «не могу!» Можем! Можем! Потому что Царь мира живёт в нашем сердце! Можем! Потому что Его любовь пролилась в нас, и теперь Тот, Кто любит силой Небесной, живёт в нашем сердце! Тот, Кто распялся за всех, распинается в нашем сердце! Можем! Потому что Тот, Кто родился в вертепе, родился и в нашем сердце, и Его ручонки ласкают нашу душу, и Его престолом стало наше сердце, как, некогда, ясли, в которых Он встретил первые часы Своей жизни. Можем! — но просто не хотим! И потому мы виновны: не потому, что не можем, а потому что не хотим. «Господи! У меня много грехов!» Нет у тебя никаких грехов: Я их прибил ко Кресту и омыл Своей Кровью. Накопил новые? Иди, Я тебя очищу! Я очищу тебя от всех грехов и дам тебе сердце, способное любить, — хочешь? «Нет, Господи, не хочу. Я хочу просто пожить в сторонке, с гарантией ничего в себе не менять, никому ничего не должный, с гарантией, что Ты меня спасёшь, — больше мне ничего не надо!» Как ты не понимаешь, дочка, как ты не понимаешь, сынок, что именно любовь ко Мне и к людям и есть вечная жизнь? Если ты не сумел стяжать этого здесь, тебя ничего не ждёт и потом, ибо Царство Божие и есть любовь к Богу и ближнему. Мы даже когда на нас найдёт вдохновение, и мы мечтаем о рае, — мы думаем: «Вот бы где-нибудь в раю, под каким-нибудь кустиком, под виноградной лозой, под сиренью, под яблоней сидеть, и чтобы никто-никто не трогал, не задевал! Чтобы один — и больше никого: надоели мне все!» — мы даже мечтаем так гнусно. Человек должен любить, в этом и есть жизнь. Но Бог не требует, чтобы мы любили, Он нам эту любовь даёт. Даёт: на, возьми! Ты этим сердцем можешь любить всех. Возьми, Я даю тебе новое сердце, новый дух, новую жизнь! Но тебе будет больно, потому что любить грешника — больно. Любить пьяного мужа больно, любить сына-наркомана больно, любить изменницу-жену больно, больно любить вора и убийцу; больно любить человека, убивающего тебя, — да, тебе будет больно. Я и не говорю, что тебе не будет больно, — но ты будешь любить, и это есть жизнь. Хочешь любить человека? Любить, жить, несмотря на то, что тебе будет больно? Тем более, что эту боль Я разделяю с тобой? Я первый прошёл этим путём, Мне первому было по-настоящему больно, и в любой твоей боли Я буду с тобой — только захоти жить, любить и разделить и жизнь, и крест, и боль, и вечность со Мной. Аминь».

Автор: Константин Корепанов Видеозапись: Сергей Комаров Текстовая запись: Елена Плотникова.

Добавить в избранное 💚