Лепты нашей скудости.
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга в четверг 30-й седмицы по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня вы слышали историю о том, как Христос около входа в храм смотрел, кто сколько кладёт в кружку пожертвований на содержание храма. И каждый клал столько, сколько хотел. И вот, пришла одна вдова, которая положила всего лишь две лепты, – ну скажем, – две копейки, и это было все ее имущество на сегодняшний день. Все, что она имела на сегодняшний день, она положила в храмовую копилку. И Христос ее похвалил, сказав, что эта женщина отдала, положила от лишений, от бедности своей, – а все другие отдают от богатства своего. У нее и так-то мало, ничего нет, она лишена всего. Но даже это лишение, эту бедность она посвящает Богу. А другим Бог дал богатство, и они этим богатством нехотя, сквозь зубы, делятся с Богом. История, в общем-то, понятна. В таком виде она нами воспринимается, и ничего тут сложного нет. Но дело ведь не только в деньгах. Конечно, мало кто сможет взять все жизненно необходимое, все, что у него есть, и отдать это Богу. Христос не говорит, что так надо делать. Он говорит, что он оценивает жертву людей по тому, сколько эта жертва им самим стоит. Ведь это же справедливо, что один положил миллион рублей, – но у него еще 99 миллионов осталось; а другой положил тысячу, а осталось еще четыре, так что жертва второго человека больше, чем жертва первого, хотя миллионы с тысячей и не сравнимы. Так вот Бог оценивает не по тому, какова человеческая жертва в номинале, – а сколько она ему стоит; от чего он смог отречься ради своего Бога. И это применимо не только к деньгам, но и ко всякому движению человеческой души. Например, ко времени, которое мы отдаем. Одно дело – пенсионер, который приходит в храм, скажем, на воскресную службу и стоит здесь два часа. Он делает хорошо, и это замечательно, он не лишится награды своей. Но рядом – другой, работающий человек, имеющий семью, который приходит и стоит те же самые два часа в храме и молится Богу. И первая пенсионерка хороша, и второй хорош. Но жертву второго Бог оценивает гораздо больше, ибо она ему больше стоит. Или человек, скажем, уделяющий время молитве: одно дело – не занятый, свободный человек, а другое дело – человек работающий на трех работах и имеющий большую семью; он может помолиться всего пять минут, но эти пять минут были единственным свободным временем в течение его дня. А женщина на пенсии молилась пять часов, но у нее еще осталось лишних десять, которые она тратила как хотела. Это замечательно, что она молится пять часов, – но жертву человека, молящегося при загруженности жизни пять минут, Бог принимает с бо́льшей радостью. Ему важно не то, сколько кто дал, а чем он пожертвовал ради Бога. От чего он принес эту жертву? От своего измученного сердца или от своей сытости, от своего богатства, от своего изобилия времени? Так же и во всяком другом движении. Вот, один человек любит очень много и щедр на любовь, Ну, так и это хорошо, и это правильно. Но он любил, потому что сам был любим, у него замечательная мама, еще более замечательный отец, и он жил в хорошей, радостной, полной семье, в которой все любили друг друга. И для него любить – естественно, ибо он жил в этой атмосфере с детства. А другой человек ничего, кроме пинков и подзатыльников, мата и ругани родителей в своей жизни никогда не слышал и не видел. И, в конце концов, его родители поубивали друг друга, и он остался сиротой, попал в детдом, в котором его тоже только били и шпыняли, ругали, материли и всячески изводили. И вот, когда он приходит в Церковь, он пытается любить, у него ничего не получается, потому что его душа с детства к этому совершенно не приспособлена, не готова. Но он пытается: где-то смолчал, где-то стерпел, где-то, опустив глаза в землю, что-то пробормотал, чтобы только не обидеть никого. И вот его, вроде, такая любовь, которая никем как любовь не воспринимается, Богу дороже, чем любовь человека, выросшего в изобилии любви…
Окончание текстовой записи проповеди. (Начало — в описании к этому видео): ″Вот это важно понимать: Бог оценивает не сам дар, который мы принесем, а то, чего нам этот дар стоит. И чем труднее нам делать то, что мы делаем, тем больше, тем выше оценивает Бог дар. Один человек с легкостью исполняет, скажем, служение подсвечники чистить, а для другого это – мука страшная, потому что он никогда чистить не любил, и ноги у него болят, и тяжело ему все это делать, но он делает, потому что он хочет на старости лет хоть чем-то послужить Богу своему. И Бог принимает этот дар больше, и оценивает его больше, чем дар человека, и так привыкшего работать Богу. Вот это важно понимать. И, в силу этого, нам-то что важно? Надо, как бы ни было трудно, как бы ни было порой тяжело то, что́ мы решили принести Богу, – время ли, деньги ли, любовь ли, терпение ли, – мы должны это принести Богу, сделать это. Бог видит, чего нам это сто́ит, – Он всегда замечает, чего это стоит. И не надо смотреть, что дар, который мы принесли, – маленький, и никто из людей его не заметил и не оценил тех усилий, которые мы затратили. Бог несомненно оценит усилия каждого человека. Каждый шаг человека на пути в храм Бог оценит, – тяжел ему был этот шаг или лёгок. Каждая минута, проведенная в храме, Богом будет оценена: тяжела была человеку эта минута, или легка. Каждый получит по мере своих усилий, затраченных на служение Богу, и, чем тяжелее, труднее давались человеку эти усилия, тем большую награду он получит.
Мы должны помнить, что ни одно наше усилие незамеченным не останется. Ни одну нашу капельку слез, ни зубы, сжавшиеся от боли в ногах или руках, или в голове, или в сердце, Бог не пропустит. Он видит, что́ мы приносим к Нему, и каждый будет и вознагражден, и утешен по мере совершенных им усилий. Аминь″.
