Вернуться к списку

КОРЕПАНОВ | Проповедь | Притча о богаче и Лазаре (07.11.2021)

Добавить в избранное 💚

#оКонстантинКорепанов Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной Литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в Неделю 20-ю по Пятидесятнице (7 ноября 2021 года). На богослужении читалась евангельская притча о богаче и Лазаре (Лк.16:19–31). Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня вы слышали в евангельском чтении притчу, — именно притчу, которую говорит Господь наш Иисус Христос. Всякий раз нам очень важно помнить, что это — притча, некоторое поучение, образ, создаваемая, рисуемая словом картина, призванная отразить некий смысл, тайну, объективную реальность, — но которую трудно изъяснить простому человеку словом, поскольку не каждый готов понять духовную реальность так, как она есть. Как говорит Христос апостолам, — «вам дано знать тайны Царствия Божьего, а прочим же — в притчах.» Не умаляя интеллектуальных возможностей других людей, Он указывает на способ восприятия разумности, истины, духовных смыслов: один понимает это картинкой — а другой может объяснить это словесно, называя вещи своими именами. И эта притча — не столько о том, как нужно жить людям; Христос учит не обычной человеческой нравственности — этому учит Закон, и Его слушатели Закон знают. Он, обычно, когда говорит какие-то нравственные истории, говорит только потому, что у иудеев традиционно сложилось неправильное понимание некоторых объективных нравственных законов; — и вот здесь Он говорит об одном из них. Но суть притчи — в другом: это есть свидетельство Христа — о Самом Себе. Не называя Себя прямо, Христос говорит о том, что будет, о том, что уже есть, о том что уже совершается с Израильским народом. Ибо приход Христа есть уже и спасение этого народа, — и Суд над этим народом — и об этом Суде Он в притче и говорит, как во многих других притчах. Но, попутно, Он ещё и разрушает некий сложившийся у евреев, ну а сейчас, в принципе, — у большинства верующих людей — стереотип: что если человек страдает — значит, он наказан; если человек страдает — значит, он лишён благословения и благодати Божией. На самом деле, всё это — неправда, и даже ветхозаветные иудеи могли это знать, помня истории праведных Авеля и Иова и истории пророков, из которых большая часть страдала весьма и весьма тяжко, а некоторые — и умерли мучительной смертью. Но обыкновенный обыватель, имеющий веру, обычно так воспринимает все происходящие события, как воспринимали их друзья Иова: раз ты страдаешь — значит, виноват; раз ты страдаешь — значит, так тебе и надо! Бог наказал тебя и этим обличил твою пакостную мерзкую природу. А вот я благоденствую, у меня всё есть — значит, я — благочестив и Богу угоден, — значит, у меня всё хорошо, и печалиться мне не о чем. Таков расклад почти у каждого верующего человека, — что во времена Христа — что сейчас, и этот взгляд на жизнь Христос судит. Он говорит: «Вы совершенно неправы: праведник всегда страдает, во все эпохи, во все времена. Первые же люди познали эту правду: праведник всегда страдает, — и то, что ты страдаешь, чаще всего говорит о твоей праведности, а вовсе не о твоей греховности. А если ты благоденствуешь, то чаще всего это говорит о твоей греховности, — а вовсе не о твоей праведности. Есть многочисленные исключения и в одном, и в другом случае, но, в общем-то, правило — такое. И поэтому, если человек страдает, то, чаще всего, Бог готовит ему вечную славу в Царстве Своём. Он получил всё нехорошее, что должно, в этой жизни, и там благоденствует. А человек, благоденствующий здесь, очень часто получает лишь всё ему причитающееся за всё то небольшое добро, которое он сделал: не мерой воздаёт Бог, — зато там, за порогом смерти его ничего не ждёт. И, сколько люди уже две тысячи лет ни слышат эту притчу, — они всё равно считают, что всякий больной человек — тем более, всякий больной ребёнок, всякий страдающий обездоленный человек — непременно наказан за какие-то свои грехи, а это вовсе не так. Но притча — не об этом. Притча — о том, что совершается суд Божий над израильским народом. Притча — о том, что, на самом деле, разделение между «хорошим» и «плохим» человеком происходит не на том уровне: есть у него блага, или нет у него благ, — а на том: верит ли он в Бога, верит ли он в ожидаемого Мессию, верит ли он во Христа, или нет. Именно в соответствии с этой верой и определяется его жизнь — независимо от того, страдать ему в ней надо или благоденствовать. Если человек, верующий во Христа, благоденствует, — он щедр к окружающим его людям. Не количество отмеренного богатства оценивает его душу, а количество явленной им любви своим друзьям, близким и страждущим. И страждущий человек — не количеством страданий описывается его праведность, а количеством терпения… Продолжение в первом комментарии к этому видео.

Окончание текстовой записи проповеди (начало в описании к этому видел): «… Можно лежать в болезни и быть в нищете — и роптать, проклиная каждый свой день; можно — болеть, страдать, умирать нищим — и благодарить Бога за то, что ему дано, за всё: за мир, за свет, за то, что он — единственный, кто так страдает, а остальные люди от этого избавлены. Через сердце человеческое проходит суд: с Богом он, или нет? Принимает он смысл всего того, что есть, и принимает ли он призвание, к которому призван? Если ты богат — иди, и будь щедрым, милостивым и заботливым! Если ты беден или страдаешь, — не ропщи и терпи. Не самой доля, отпущенная человеку, а отношение к этой доле, отношение к судьбе человеческой — вот, что судит человека! Можно быть посаженным в тюрьму — и оказаться праведным, как Иосиф. С точки зрения мира — ты негодяй, но, с точки зрения Бога — ты праведник, сохраняющий правду даже там, в темнице, — и Бог знает твою правду, и твоя правда, рано или поздно, откроется. Можно сидеть на троне и быть неверующим, и использовать всю отпущенную тебе жизнь на то, чтобы истощать её в удовольствиях. Можно быть бедным человеком — и не роптать, благословлять Бога, как множество и множество нищих в былые эпохи и ныне по всему лицу Земли. Можно иметь достаток и не благодарить Бога, а по-прежнему — роптать на то, что достатка у тебя не так много, как у твоего соседа или у знакомого тебе человека. Через сердце человека проходит суд, ибо там, в сердце человека — тайна и его вечной смерти, и его вечной жизни. И это ясно говорят последние слова Иисуса Христа. Вот этот, как бы пришедший в разум богач умоляет Авраама послать Лазаря проповедать спасение: что если, мол, Лазарь воскреснет из мёртвых и расскажет о том, как он, богач, здесь мучается, — то все его братья тут же вразумятся и станут жить по-другому. Ничего подобного, — говорит Авраам; ничего подобного, — говорит Христос: Если вы не послушались слова Божьего, — то даже если кто из мёртвых воскреснет, — не поверите. Не чудо обращает человека к Богу: не чудо, а его отклик на Слово Божие, ибо там, внутри, всё у человека уже решено, его сердце уже готово либо принять Слово Божие — либо отвергнуть; и чудо может подтолкнуть человека поверить Слову, — но, если человек не готов верить Слову Божьему — никакое чудо ничего с ним не сделает. Даже если бы сейчас каждый верующий воскресал, верующих не стало бы больше. Если бы сейчас каждый христианин мог исцелять своего ребёнка, верующих не стало бы больше. Ненависти к Слову стало бы больше — а верующих Слову больше бы не стало. Мы часто сетуем на то, что иссякли чудеса, а, на самом деле, иссякла вера, а не чудеса; — и чудеса бессмысленны, если нет веры. И просили Христа, чтобы Он сотворил чудо — и Он им не мог ничего сделать. Владыка мира — здесь, а чудес — нет. И сказано: «И не мог ничего сделать по неверию их». Чудо может помочь человеку, если сердце его жаждет Христа, ищет Христа в Слове Божьем и готово исполнять то, что слышит человек в Слове Божьем. И никакое чудо ничего не сделает человеку, если там, в сердце, он не готов принять Слова Божьего. Поэтому весь смысл — в том, чтобы не чудеса творить, и не к чудесам бежать, а прибежать к Слову Божьему, открыть Его и прочитать, — и посмотреть, как отзывается сердце моё на это Слово. Если оно радуется и плачет, если полно решимости пойти, куда зовёт это Слово, — то сердце это готово принять Христа, — и обязательно примет. Если же мы ропщем, возмущаемся, спорим со Словом Божьим, постоянно раздражаемся на то, что нам говорит Бог через Своё Слово, — то бесполезны многочисленные чудеса, ибо мы уже бунтуем против Бога. Слово Божие будет судить нас. Слово Божие может спасти нас, и поэтому, обращаясь к Нему, мы уже проверяем глубины нашего сердца прежде Страшного Суда: что там сердце нам говорит? Откликается ли оно? плачет ли? Трепещет ли? Жаждет ли Господа? Я хотел бы быть таким, каким описывает меня Твоё Слово! Сделай меня таким! Я готов идти за Тобой — только сделай меня таким, каким видит меня Твоё Слово! И человек, пусть даже в конце жизни, обязательно осуществит это своё желание, потому что верен Бог, призвавший каждого из нас Своим Словом. Аминь».

Автор: Константин Корепанов Видео: Евгений Панферкин Текстовая запись: Елена Плотникова. Номер карты Сбербанка отца Константина Корепанова для пожертвований: 4276 1619 7628 0395 В сообщении к переводу нужно делать пометку «Пожертвование»

Добавить в избранное 💚