Вернуться к списку

Как пройти по волнам житейского моря. Проповедь о. Константина Корепанова (2024.08.25)

КАК ПРОЙТИ ПО ВОЛНАМ ЖИТЕЙСКОГО МОРЯ
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга в Неделю 9-ю по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня в Евангельском чтении вы слышали очень яркую и очень поучительную историю, важную для всех, случившуюся с учениками, с апостолами Господа Иисуса Христа. Он традиционно ушел помолиться в уединении. Это тоже само по себе интересно, ведь днем ему молиться было некогда. Он целый день был среди людей, так как мы не бываем никогда. Это – ученики, которые всегда рядом, не оставляют ни на шаг, это толпы народа, которые, только ты проснулся, тебя ждут уже, чтобы ты пришел и что-то с ними сделал. И так, пока не зайдет солнце, – ни уединиться, ни поспать. ни побыть наедине со своими мыслями, помолиться Богу. Ведь мы все сетуем, что времени нет. А Он уходил ночью помолиться. А, собственно, зачем бы, казалось, Ему ночью уходить молиться? Он же Бог, – что Ему молиться? Но если бы он не молился ночами, у него бы недостало сил исполнить то, что́ нужно было исполнять днем. Чтобы быть способным исполнить служение, нужно питаться Богом, чтобы быть верным Ему. И вот, Он в молитве возносил Свое сердце к Богу. чтобы быть способным исполнить служение, – не правильно исполнить, не положенные молитвы почитать, – а чтобы быть в состоянии исполнить то, что исполнить ему велит Бог. Ночь и есть то время, когда ничто человека не отвлекает, и он может помолиться, он может именно это действие сделать, и тогда весь день он будет в состоянии исполнять то, что велит ему Бог. Не для молитвы предназначен день, и не для сна предназначена ночь у человека, который призван в этот мир исполнить волю Божью. И вот, Он после молитвы возвращается к ученикам, а они попали в бурю. Ну, это, конечно, не Тихий океан, но всё-таки у них и не пятимачтовый бриг. Обычная рыбацкая лодка, и она заливается волнами, и они терпят бедствие. И вот, они видят Христа, идущего по волнам, среди этих бушующих волн; несмотря на ветер, на сумрачное небо, на волнующееся море, Он идет к ним, и они испугались. Он говорит: «Это Я, не бойтесь». И Пётр дерзнул. Он говорит: «Если это Ты, тогда давай я к Тебе приду, повели мне!» И Христос отвечает: «Ладно, иди». И Пётр пошёл по водам, – не просто по ровной глади воды, – он пошёл по волнам, невзирая на то, что море под ним неспокойно. Он шёл, но потом, увидев, что море волнуется, что дует ветер, и что вообще-то, под ним глубина, и, по всей видимости, немалая, он испугался и стал тонуть. Христос вытащил его из воды. И они оказались на корабле.
Эта история – не частный случай, как ничего частного в Евангелии, да и вообще в Священном Писании, нет. Всё, что написано в Писании, написано для нашего общего наставления в вере и в разумении, в просвещении. Каждый человек пускается в это бушующее море. Каждый, – и не важно, в корабле он пересекает это море, или он пытается идти по водам. Чаще всего, конечно, в корабле; но иногда, скажем так, в 20 веке приходится ходить и по водам, – когда человека вытаскивают из его привычной социальной среды, из его быта, из его семьи и помещают в лагерь – немецкий или русский. Сажают его в тюрьму, отправляют его на фронт, в ссылку среди неизвестного ему народа. Тогда он должен ходить по водам. Но, в любом случае, это не имеет принципиального значения, потому что море это все равно волнуется. Обстоятельства жизни всё равно, кажется, – такие, что они готовы разрушить всё наше бытие. Зло торжествует, оно всесильно, враг могуч, – и те его слуги, которые действуют на земле, – и он сам невероятно силён. И нам со всех сторон говорят о том, что нам никогда с ним не справиться. Какие там бесы, какой там сатана, – мы с людьми-то злыми справиться не можем, – с людьми наглыми, с людьми бесстыдными. С людьми, которые не знают ни страха, ни мук совести, которые сильны в своей безусловной злобе и наглости. Мы с ними-то ничего сделать не можем, куда нам – с бесами или сатаной? Все кончено, мир захвачен, кругом торжествует зло, – так говорят нам обстоятельствах жизни. Так говорит нам то, что мы видим вокруг себя. Сейчас есть для этого интернет. Мы прорубили окно в мир помойки, чтобы нас заливало потоками лжи и зла. Но это не важно. Все равно же мы понимаем, что вокруг нас зло. Мы видим это, даже если мы выключили телевизор и компьютер, мы все равно видим, что вокруг нас торжествуют злые люди, что наглому всё удается, что подлый человек процветает, что вору – хорошо, что наглецу – замечательно.

И нам невозможно сохранить не то, что христианский облик и подобие, а даже человеческий в этих условиях, потому что мы видим торжествующее и безнаказанное зло. Почему мы возмущаемся эпохой? Почему мы возмущаемся властью? Почему мы возмущаемся всеми маленькими уровнями власти? И ЖКХ, и соседом, и органами защиты, и судом, и полицией? Мы всем возмущаемся, потому что мы боимся. Нас никто не защищает. Мы видим, что кругом всё плохо, всё не так, и никто не делает этот мир лучше. И нас это возмущает: когда, наконец, начнётся нормальное, комфортное бытие, такое, как мы видели в последнем сериале? Где оно? Ну когда же, наконец, начнётся-то эта нормальная человеческая жизнь? А она не начинается. И мы свой страх прячем под этим возмущением, потому что, как нам кажется, эти окружающие и отвечающие за нас люди мешают нам жить так, как бы нам было желательно и комфортно. Житейское море обуреваемо; оно топит наш корабль, заливает волнами, и мы видим только одно: волны, глубину, темное небо, ветер или дождь, и всё это на нас обрушилось, и мы возмущены: ну что это такое, ну для чего я родился, ну зачем я так мучаюсь; ну что, нельзя, что ли, пожить просто, как в детской сказке? Какие же мы тогда христиане, если мы не видим Христа в этих обстоятельствах жизни? не видим Христа в этой истории, не видим Христа, когда рвутся снаряды и летят пули? Не видим, когда гниют вокруг нас тела, когда люди умирают – неважно от чего, от ран, от рака, от абсурдов, от злых людей? Мы не видим Христа. Мы как бы одни, брошенные в это бушующее море и гибнем в нем, естественно, – что ещё делать в бушующем море? Гибнуть или пытаться становиться наглым, подлым, злым и жестоким, надеясь, что таким образом я смогу поймать свою волну: ухватить своё счастье за хвост и стать если не счастливым, то хотя бы не подавленным человеком, овладеть обстоятельствами, поймать то, что не удаётся поймать. У меня нет вариантов: либо я на волне, либо волна меня потопит. Вот и все, что мы делаем. Хотя мы носим на своей груди крест, хотя мы называем себя христианами и приходим сюда молиться Богу, но на самом-то деле мы относимся только к одной или другой категории людей – к той, которая пытается оседлать волну жизни. оттоптать, отдавить место под солнцем любой неправдой, которая ему доступна, – или сдаться перед этой неправдой и сказать: делайте что хотите, я понимаю, что всё напрасно, и добра нет, не было, не будет, и уже и не надо. Потому что вера – это тогда, когда ты видишь Христа, идущего по волнам житейского моря, среди любой мерзости, гадости и зла, среди торжествующего насилия и жестокости. Только так ты ходишь по водам. Только так буря не может ничего с тобой сделать. Только так ты в лагере или на войне; среди умирающих, гниющих, разлагающихся тел или на каком-нибудь корпоративе и государственном празднике ты сохраняешь непоколебимое спокойствие человека, видящего везде Христа. Потому что Он – везде. «Я с вами до скончания века», – сказал Он. И мы этот отрывок слышим всякий раз, когда происходит таинство Крещения. Когда мы сами приняли крещение, нам напомнили о том, что отныне мы со Христом навеки. И это то, что отличает нас от всех других людей. Видеть Христа в обстоятельствах любой смутности, любой исторической эпохи, любого бытового или политического, социального или исторического события. Всегда и везде к нам по бушующему морю подходит Христос. Всегда и везде Он спит на нашей лодке, чтобы она не потонула. Он никогда нас не оставляет. Это мы, вместо того, чтобы видеть Его, смотреть на Него, взирать, любить, молиться Ему, слушать Его, как Мария, которая у ног Иисуса внимала каждому Его слову. Мы же рассматриваем волны: а интересно, какой они высоты? А интересно, какое у них колебание, какой контур, амплитуды, какой у них диапазон? у этих волн какая глубина под нами? вот что интересно! А какой сегодня ветер, западный или восточный? А какой сегодня правитель ? А какая сегодня тенденция в мире? А какой курс на бирже? А какой курс рубля или доллара или криптовалюты – вот что интересно. Что с нами происходит?
И мы изучаем то, что нас губит, вместо того, чтобы смотреть в Христа, устремить взгляд на Него, соединиться сердцем с Ним, тогда мне нет дела ни до каких событий, ни до чего, что́ волнует весь мир, потому что моя судьба только в руках Божьих. Только Он определяет, когда и что со мной произойдет. Потому что я свою жизнь верил в Него, Он – мой Господин. Потому я обращаюсь к Нему: Господи, Иисусе Христе, Сын Бога живого, я на Тебя надеюсь, Тобой живу, на Тебя я уповаю. От Тебя исходит судьба моя, и жизнь моя и добро, и то, что мне неприятно, – всё от Тебя, и дом, и семья, и жизнь, и здоровье, и болезнь, и трепет, и вера, и молитва, и понимание и непонимание, и просвещение, и все, что меня окружает, все дано Тобой, потому что Ты мой Хозяин, Ты мой Господь. В этом тайна нашего обращения к Господу, потому что мы действительно Его люди; не просто дети Божьи, – а Его люди, Его слуги. У нас есть Хозяин, который никому, никогда нас не отдаст. Только верой созидается это подтверждение. Аминь

Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова

Вернуться к списку