Зло закваски фарисейской.
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга в четверг 21-й седмицы по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали Евангельские слова о том, что́ является самым страшным, самым опасным для уверовавшего во Христа человека. Сегодняшний отрывок начинается с обличения Христом книжников и фарисеев. Отдельно останавливаясь на книжниках и законниках, Христос говорит о том, что более всего ученикам Его стоит опасаться закваски книжников, законников и фарисеев, и дает имя этой закваски. Это – лицемерие. Конечно, нет более распространенной беды, нет более распространенной болезни у всякого христианина, чем наличие этой самой закваски фарисейской. Почему же это называется лицемерием? И что это за закваска фарисейская? Человек, приходя в Церковь, обретает здесь Христа. Приходит он сюда, потому что ему очень плохо, потому что он изнемогает от каких-то своих скорбей и болезней (лучше всего, если бы он изнемогал от грехов) – но от чего-то он изнемогает и приходит сюда. И через какое-то время, узнав кое-что из Священного Писания, или из писаний святоотеческих, а то и просто из каких-то бабушкиных сказок, мифов, преданий, легенд, брошюрок, которые обычно лежат на подоконниках, он думает, что он все знает, хотя знает всего лишь – и то неправильно,– как нужно в храме себя вести, и начинает учить других. Он – законник, не знающий закона, книжник, не читавший серьезных книг. Он – фарисей без фарисейской праведности. Но эту закваску на этих подоконниках, у этих стен, у этих амвонов он где-то уже подцепил. Он уже подхватил этот вирус, он уже судит всех, он уже учит всех, и более всего страдают от него, конечно же, домашние, – люди, которых он учит постоянно правильной, праведной законной жизни. Он не понимает, что сам-то он сюда пришел не по закону, а пришел потому, что ему было плохо, потому что он изнемогал и искал жизни, и если другому какому-то человеку, – мужу или брату, сестре, жене, отцу, матери, детям станет плохо, – они придут сюда, ища Христа, – но именно Христа, а не исполнения закона. Ибо здесь ищут Христа и находят Христа, – а не того, что́ правильно и того, что́ неправильно.
Но в человеке, чем больше живет на земле, чем больше он, как ему кажется, живет перед лицом Бога, тем больше в нём прорастает это «дыхание закона», тем больше он верит в то, что жизнь человека определяется не его верой и не его любовью, а правильным исполнением того, что́ нужно исполнять. Он этому учит детей, он этому учит жен, этому учит мужей, родителей, дедушек и бабушек, соседей, коллег по работе, начальников, – кого угодно. Он говорит, как «надо», как «правильно», и этим он попадает под те самые проклятия, с которых начался сегодняшний отрывок и которые в великом количестве содержатся в 23-й главе Евангелия от Матфея.
Человек никак не может понять, – никак не мог понять в Ветхом Завете, никак не может понять и в Новом Завете, – никак не может понять, что Христос есть воплощенная, олицетворенная, распятая Любовь нашего Бога. Любовь. Он пришел со Своих недосягаемых Небес к нам, отвратительным грешникам, чтобы явить нам Свою любовь, – не научить нас новому закону, а явить нам Свою любовь, быть убитым и распятым, поруганным и оплеванным, – чтобы до нас наконец дошло, чтобы наше сердце пронзилось, уязвилось этой неисцельной раной: Господи, как же Ты нас любишь, как же Ты к нам, таким, – Такой пришел? Что же мы такое в Твоих глазах, что Ты предпочитаешь не учить, не наказывать, а умирать за нас? И когда человек пронзится, уязвится этой любовью, он понимает, что единственное, для чего он помилован, – это для того, чтобы идти и любить любого другого человека, а наипаче – тех, кто живет с ним под одной крышей.
Любить – это значит утешать и обнимать, кормить и поить чаем, слушать его лепет или трёп, или базар, или еще что-то, что́ он хочет, чтобы мы слушали; смотреть в его глаза, как смотрит на нас Христос: хотя мы лепечем совершенно непонятно что, – но Он слушает нас, потому что Он знает, кто мы и необыкновенно нас любит. И больше от нас ничего не требуется. Дух, Который излился в сердца наши, научает нас всему, даёт силы не грешить, даёт силы не падать, даёт силы исполнять волю нашего Бога, даёт силы исполнять Его заповеди и Сам в нас эти заповеди исполняет. Только бы мы поверили, что единственная наша задача на земле – это идти, – идти и любить; любить, утешать, – молясь, вдохновляя, – и никогда не становиться учителями, никогда никого не учить, кроме того случая, когда Бог Сам захочет возложить на нас это трудное служение. Мы – рабы каждого человека, обязанные свидетельствовать ему о той любви, которой сами напитались и были посланы, напитавшись, к этим несчастным и обездоленным людям, чтобы сказать «Иди в храм, там тебя любят. Иди к Богу, Он тебя утешит. Иди к Богу, Он тебя напитает. Не хочешь? Ну тогда это буду делать я, как смогу. Ибо и во мне живет Бог, чтобы жалеть, и питать, и утешать, и обнимать, и терпеть, и молчать, и молиться».
Вот все христианство. И нет ничего, ничего и ничего страшнее, чем заразиться этой ужасной, противной, отвратительной, прилипчивой закваске фарисейской, которая есть лицемерие.
Почему – лицемерие? Потому что сами-то мы хотим, чтобы Бог нас любил. Сами-то мы знаем, что Закона всего Божьего мы не исполняем, и просим, и молим Его, чтобы Он явил нам свое милосердие. А в отношении других, – мы делаем вид, мы ведём себя так, будто мы не нуждаемся в Его милосердии, будто бы мы стали уже совсем Его людьми, – и от Его имени диктуем, что́ делать человеку, хотя и знаем, что этим людям, – как и мне самому, – нужно милосердие, снисхождение, и они его, несомненно, получат, если только поверят в неиссякаемую, непостижимую любовь нашего Бога
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Анна Тахненко
Текстовая запись: Елена Плотникова
