Проповедь священника Константина Корепанова.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали две маленькие притчи, – даже и не притчи, а некие образы, метафоры, которые Господь наш Иисус Христос использует, чтобы нас приобщить к тайнам Царства Божьего, объяснить нам в этих образах, как действует Царство Божие.
Один образ касается горчичного зернышка; у нас горчичных зёрен нет, деревья из них не вырастают, – а вот второй образ больше нам знаком: Христос говорит, что Царство Божие подобно закваске, дрожжам, которые женщина кладёт в три меры муки. То есть, попросту, это – дрожжи, которые соединяются с мукой и водой, когда, в результате, получается всем нам хорошо известное тесто, хлеб. Вот, – говорит Христос, – это подобно тому, как дрожжи кладутся в муку, и получается тесто, оно сквашивается. Мука сама по себе не съедобна, дрожжи – тем более, а когда их соединяешь вместе, получается вкусный хлеб. Христос говорит, что Царство Божие подобно этой закваске. О чём идёт речь?
Царство Божие принёс на землю Христос, Он с этого начинает Свою проповедь. Он говорит: “Приблизилось Царство Божие”. Царство Божие есть жизнь человека в Боге. Это не есть некое место, в которое попадёт человек; это, в первую очередь, состояние, в которое человек попадает, когда Бог и человек снова воссоединяются. Обычный человек, по факту своего рождения, живёт вне Бога. Мифологическое сознание человека говорит, что все мы одинаковы, все мы под Богом ходим. Это не совсем так, – а иногда и совсем не так. Ибо все люди, которые жили до Христа, шли в ад, независимо от того, хорошие они были или плохие. Но вот, приходит Христос и приносит человекам возможность снова жить с Богом, снова соединиться с Богом, вернуть то состояние, которое было у человека в раю, когда он был с Богом един. Вот это возвращение человека в Божественное соединение происходит через действие Святого Духа, Которого и принёс Христос на Землю, – а этот Святой дух подаётся по вере человека во Христа, по вере в то, что Бог послал нам Сына Своего; что Он так возлюбил нас всех, что отдал Сына Своего, чтобы Он стал Жертвой за наши грехи, и Кровью Его все наши грехи очистил.
И когда человек верит, что Христос есть Сын Божий, пришедший в мир грешников спасти и очистить от греха Своей Кровью, – то по этой вере он и получает благодать Святого Духа, которая и есть вечная жизнь, и есть Царство Божие.
Но притча говорит о том, что это происходит совсем не так, как мы привыкли думать. Для нас Царство Божие, его благодать – это нечто необыкновенное и великое: вот Серафим Саровский – это благодать, это понятно; вот, Сергий Радонежский на склоне лет – это тоже понятно. Но, на самом деле, они только тесто, точнее даже – хлеб, который получился: не сразу же Серафим Саровский и Сергий Радонежский стали такими; поначалу они ничем от других людей не отличались.
И вот, смысл притчи – в том, что благодать, которую мы получаем по вере во Христа, благодать, которую мы получаем в Святом крещении, не действует приметным образом: мы вовсе не начинаем сразу мёртвых воскрешать или пророчествовать. Но благодать – как горчичное зёрнышко, как закваска – уже живёт в нашем сердце; она уже брошена туда и потихоньку начинает сквашивать наше естество – и душу, и тело, и дух. Всё в этой благодати начинает переквашиваться; у кого-то – чуть медленнее, потому что условия неблагоприятные, – тесту нужно тепло; у кого-то – чуть быстрее. Но постепенно эта благодать, данная нам в крещении, переквашивает нас и делает нас другими, делает нас способными стать хлебом, который Господь складывает в Свои житницы.
Благодать не приходит приметным образом и не действует приметно, – но, мало-помалу, человек меняется. И это изменение человека есть чудо Божественной благодати и чудо Божественной любви. Вот, пришёл человек в Церковь, крестился, ушёл обратно, – и живёт, как все живут. Проходит год, пять, десять, быть может, двадцать лет… Вот, позавчера пришла женщина, которая крестилась во младенчестве, а сейчас ей уже тридцать. Почти тридцать лет прошло с тех пор, как брошена была закваска, – и вдруг она почувствовала, что жить без Бога больше не может. Она знала, что есть храм, что есть праздники – для неё это не было важно, но вдруг стало важно. Не потому, что она заболела, не потому, что случилось горе – просто она почувствовала, что это важно.
Вот, человек начинает ходить в храм, потому что для него это важно, не потому что это тётя сказала, бабушка сказала, мама сказала: “Ходи в храм, и тебе будет хорошо”, – а потому что нужно мне вдруг стало это, не могу без этого жить…
И вот, человек начинает ходить в храм, сначала – раз в месяц, потом – каждое воскресенье; потом он начинает видеть свои грехи, которых раньше не видел; начинает о них плакать, и чем дальше, тем больше; и всё больше он хочет исполнять Евангелие в своей жизни. Если он пришёл в Церковь, думая, что он вполне нормальный человек, – через десять лет он понимает, что хуже его нет никого на свете, что он – первый из грешников. Стоя уже здесь, перед причащением, он плачет, а порой рыдает, понимая, насколько он прогнил. Постепенно, в слезах и в терпении, смирении и вере, этот человек делается способным войти в Царство Божие, и он падает туда, как спелый плод.
Здесь он плачет о своих грехах – а там о нём радуются силы Небесные, потому что Дух Святой сделал Своё дело: Он переквасил этого человека и из грешника сделал праведника, из развратника – целомудренного, из вора – щедрого благотворителя, из унылого человека сделал радостного, из ленивого сделал деятельного, бодрого, готового на всякое благое дело. И человек падает в руки своего Бога, как мы видим на иконе Успения Пресвятой Богородицы, – как готовый созревший плод, как новорождённый сын или дочь, – и Бог упокаивает его в Своих обителях. Но всё это делает благодать Святого Духа, Которого мы принимаем по вере, что Христос пришёл в мир грешников спасти, – не судить, не наказать, а спасти. И я – первый из этих грешников. Аминь.
Видеозапись сделана 30 декабря 2023 года во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова.
