Вернуться к списку

Если Бог нас «не слышит». Проповедь иерея Константина Корепанова на ночной Литургии в г.Казани

Добавить в избранное 💚

#оКонстантинКорепанов 4 февраля 2023 года. Проповедь иерея Константина Корепанова на ночной Божественной литургии в пещерном храме в Казанском соборе Казанского Богородицкого мужского монастыря. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Сегодня вы слышали притчу Господа нашего Иисуса Христа о том, как надо молиться и никогда не унывать. Притча эта простая, совершенно бесхитростная: жил в городе некий судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. И была вдова, которую нужно было защитить, и только этот судья мог это сделать. И вот, она ходила и просила, чтобы он её защитил. Судья был бессовестным, подлым и наглым, и защищать её не хотел, но, поскольку она ходила к нему, ходила, докучала, ему это надоело, и он сказал: «Ну ладно, ты меня достала, а я этого терпеть не могу» — и защитил её. И Господь говорит: «Если судья, который Бога не боится и людей не стыдится, так сделал за неотступностью молитвы, — то насколько больше Бог, Который любит человека, исполнит то, о чём человек просит!» Конечно, когда мы приходим, особенно поначалу: в первый день, в первый год, и просим: «Господи, дай!» — конечно, Он даёт — быстро, щедро, полной мерой, — всё, что ни попросим. Иногда Он даже даёт людям, которые совершенно этого не заслуживают. Люди шли мимо храма, — зашли, поставили свечку, поплакали — и исцелились, или получили новую работу, или ещё что-то просимое — по сердцу их им Бог дал. Они, порой, даже и не знают, что это им Бог дал, и не благодарят Его. Но Бог всё равно им даёт, потому что Он любит человека. И каждый из здесь предстоящих знает эту ситуацию, он знает, как он приходил, как он просил и получал всё, что попросил. Был у каждого такой промежуток жизни, когда Бог давал всё просимое. А потом наступает время, когда человек просит, и Бог не даёт. И человек сразу — поначалу, конечно, он топает ножкой: «Я не понял: что это такое? Где Ты? Почему не даёшь? Что я тебе сделал? Ну-ка, давай скорей! Ну-ка ещё!» — и ничего не получается. Тогда он сразу впадает в уныние: «О, — это мои грехи! Я виноват! Я чем-то согрешил, — правда, не знаю, чем: в храм хожу, дважды в неделю пощусь, батюшке помогаю, причащаюсь каждую неделю, молитвы все читаю, — не знаю, что такого я сделал! Ну, сделал что-то, наверное, виноват в чём-то». А Бог не слышит, молитва регрессирует, сын гибнет, дочь портится, деньги кончаются. У каждого — своя скорбь, она доходит до того, что человеку невероятно трудно, — а Бог, Который всегда слышал, теперь не слышит. И человек начинает искать причину, почему Бог его не слышит. Хорошо, если он, пусть неразумно, но обвиняет себя, — правда, может так себя обвинять, что это обвинение — хуже оправдания. И человек говорит: «Я, конечно, грешник, — а в чём грешник, не знаю, вроде, всё правильно делал». Вроде, он себя укоряет, а, на деле, — хвалится своими мнимыми достоинствами и тем усугубляет своё состояние. Но хуже, когда он начинает обвинять других: «Это семья виновата, они все мне молиться не дают. Это всё батюшка виноват: он меня толком не исповедует. Я хочу рассказать ему всю жизнь, начиная с прадедушки, — а он не понимает, не хочет принимать эту исповедь. Это всё — из-за него, это я за грехи родителей страдаю! Или — прародителей, за грехи Адама страдаю. За что-то я страдаю, но явно — не за свои грехи. Или соседка моя колдовством занимается, или сектанты подо мной живут». И человек ищет причину, почему Бог его не слышит; всегда слышал, а теперь — нет. И он не читает святых отцов, («они пишут как-то слишком умно, у них всё сложно, — то ли дело какая-нибудь брошюрка в 15 страниц, — там всё удобнее и понятнее, всё хорошо написано»), и Библию не читает («Кто же в наше время Библию-то читает? Ну, Евангелие ещё можно прочитать раз в жизни, — но Библию-то зачем? Там же всё плохое написано») И вот, человек не знает, что с ним происходит, и обвиняет в этом других. В себе самом тоже ничего хорошего нет, — тут очень много лицемерия, но «у других — совсем плохо». И постепенно, обвиняя других, — кого-то придуманного, — душа разрушается, и возможности быть услышанным Богом у него совсем нет. Это ввергает его в бездну отчаяния, и он тонет, гибнет, проклиная того, кого он избрал себе в виновного, — хотя те, которые виновны в его глазах, не виноваты, и на Страшном Суде он это узнает. О, если бы человек читал хоть что-нибудь! хоть чему-нибудь бы он поучался — Евангелию ли, писаниям ли апостолов, всему Священному Писанию, писаниям святых отцов — хоть что-нибудь он взял бы для того, чтобы изучить, исследовать, вникнуть, понять, что с ним происходит! Тогда бы, конечно, он понял, хотя бы из этой притчи, что это — нормальная ситуация, когда Бог медлит защитить человека, медлит его услышать, медлит исполнить то, о чём человек Его просит. Какова причина? Да разные причины. … окончание — в первом комментарии к этому видео.

Окончание текстовой записи проповеди (начало — в описании к этому видео): «Дело вообще не в причине; дело в том, что надо, чтобы человек показал свою веру, чтобы он понял, что, на самом деле, — Бог есть, Бог любит, Бог всё может. Поэтому я буду просить, а когда Он посчитает нужным и лучшим, Он мне поможет. Вот и всё, что требуется от каждого человека, независимо от того, что с ним произошло. Потому что он грех совершил, или осудил кого-то; может, он в нерадение впал, и ему надо молитву усилить; может, ему подвиг нужен, чтобы вырваться из суеты этого мира, — причин много, но суть — одна; любая из этих причин принесёт пользу только тогда, когда человек будет проявлять Богу верность, когда он исповедует, что иного источника жизни и блага у него нет. «Поэтому я буду стучать, пока мне не откроют, просить, пока не дадут, — потому что некуда мне больше идти, — некуда! Потому что Он — единственный Источник жизни». Вот этому нужно научиться каждому человеку, — каждому! И, пока он не научится, он не может быть верным Христу, он не может быть ни сыном, ни дочерью Бога. У него ничего не получится, потому что он не понял главного: что человеку важно не только осознать, что Бог есть Источник всякого блага и жизни, — но и исповедать это своей жизнью, своей молитвой, своей твёрдостью, своим терпением исповедать, что он действительно считает Бога единственным Источником жизни. Ведь что происходит с нами? Мы пришли, когда, к примеру, заболели. Приходим и просим: «Господи, исцели!» Ну, 40 дней помолились — ничего не происходит. И — всё: мы впадаем в депрессию, мы надеялись, что сорок-то дней — точно, акафист читала 40 дней — точно поможет! Но, может, надо 41? Может, 42 дня надо читать? Почему мы решили, что 40? Ну да, хорошо — может быть 40, а может быть — 38, а может — 50 или 100 — какая разница? Кто определил эти цифры? Мы — для своего удобства, чтобы сказать: ну вот, 40 — а дальше терпеть не буду! Я разозлюсь, обижусь, топну ножкой и закрою дверь. И Бог ждёт: «Ладно, хорошо. Раз так — не дам на сороковой». Запланирует дать на сорок третий день. А человек на сорок первый день бросает всё, кидается во вся тяжкая и обвиняет Бога в том, что Бог не услышал. А Бог говорит: «Как не услышал? Вот, ты у Меня был, сын, и Я хотел тебя послушать и облагодатствовать, — но ты же не верил Мне! Ты верил своим мечтам обо Мне, ты придумал себе какую-то картинку, придумал себе нечто, и жил с этой выдумкой. Но на самом деле, жить с Богом — это значит не ставить Ему сроков: «Вот, сорок дней помолюсь — и всё! Вот, год помолюсь, не услышит — и всё!» И специально будет так, что через год не услышит, а услышит через 367 дней, чтобы ты не ставил Богу какие-то рамки, не говорил Ему, как Он должен поступать, а доверял бы Ему, вверял бы Ему себя: «Господи! Как Ты хочешь, так пусть и будет! Сколько дней, каких дней, — вообще Ты лучше знаешь, что мне нужно!» Вот этого не хватает человеку. Сколько по миру ходит как бы «верующих» людей, — когда-то верующих людей, которые обиделись на Бога только потому, что Он им не дал в тот означенный срок того, что они просили. Они забыли, — а, может, и никогда не знали этой притчи: что если даже подлый человек за неотступность прошения исполнит просьбу, — то кольми паче Бог даст благодать молящимся Ему день и ночь! Он просто таким образом делает важную вещь, и не только и не столько испытывает нас. Он как бы подманивает нас к Себе, как мы подманиваем птичку в силки. Он хочет поймать нас в плен Своей любви, Он хочет, чтобы мы забыли обо всём, и молились бы о Его даре всем сердцем, чтобы — когда Он даст этот дар, — всё наше сердце наполнилось благодарностью и любовью к Нему, и это — именно то, что нужно, и возврата к прошлой греховной жизни больше не будет. Надо научиться доверять, научиться любить, научиться не уходить, потому что идти от Бога просто некуда. Нет, там — 360 градусов, — идите, куда хотите, но всё это — дороги в пустоту. Человеку надо придти и остаться — слышит Бог или не слышит. Но человек должен осознать, что Бог — не добрый волшебник; Бог — Жизнь. А если человек познал, что Он — Жизнь, он приходит — и никуда больше не уходит, ибо куда идти от Жизни? Вот, дай нам Бог всем, рано или поздно, познать, что Бог есть Жизнь! Ну, все мы это как бы знаем, до той поры, пока завтра или послезавтра, Бог не услышит нашей молитвы; только до той поры, пока завтра или послезавтра не случится что-то такое, что не входило в мои планы. Именно в этом и проявляется, что я действительно нашёл Бога и Жизнь, что я доверил Ему себя, и мне — без разницы, что будет со мной, — чтобы только никогда не потерять эту Жизнь. Аминь».

Свернуть

Автор: Константин Корепанов Видеозапись: Владимир Лукин Текстовая запись: Елена Плотникова.

Добавить в избранное 💚