Вернуться к списку

Его Победа — наша Радость. Проповедь о. Константина Корепанова в четверг Светлой седмицы (9.05.2024)

Проповедь священника Константина Корепанова.
Четверг Светлой седмицы 2024 года.

Христос воскресе!
Есть две важнейшие тайны, которые хранит и о которых свидетельствует Церковь. Первая тайна – это тайна Креста. Крест, который мы видим, который мы носим, которому мы поклоняемся; животворящий крест, о котором читалось сегодняшнее Евангелие, о котором Христос говорит Никодиму, указывая на животворящие качества Креста: о том, что всякий, уповающий на крест, никогда не сможет умереть, какой бы грех, какая бы беда его ни ужалила. Одна надежда на крест возвращает его к жизни, память о кресте, воззрение на крест исцеляет человека от любого греха, от любой страсти, любого приложения злобы. И сам крест открывает нам тайну того, что спасение даётся нам в дар. Христос умер за нас, когда мы были грешниками. Крест – это величайшая степень снисхождения к нам Бога, Который распялся за нас, чтобы между нами больше не было преграды грехов, чтобы мы больше не боялись греха, – не потому, что его больше не будем делать, – мы не можем его не делать, хоть должны не делать его. Но, сделав этот грех, мы больше не боимся, мы бежим ко Христу, зная, что Он на нас не сердится, не гневается, не будет нас наказывать и ругать; Он просто нас обнимет и исцелит.
И крест указывает нам на высочайшую тайну; на то, что, на самом деле, мы уже – прощённые и примирённые с Богом люди. Это понимание очень трудно даётся человеку: он всё время уверен, что от каких-то его значительных усилий зависит благосклонность Бога к нему. Нет! От благосклонности Бога зависит количество наших усилий; приклонился Он к нам – и будут у нас усилия, не приклонится – да хоть в лепёшку разбейся, – ничего ты не сделаешь, кроме закваски фарисейской ничего не приобретёшь. Это Он даёт тебе возможность и молиться, и поститься, и делать добрые дела; и всё в тебе делает Он. И это – первая тайна Церкви, которая, как бы трудно ни давалась, – но именно на ней стоит христианство: что Он любит нас, а не нужно завоёвывать Его любовь какими бы то ни было делами; любовь Его безусловна, она не зависит ни от чего, это Он являет нам Свою любовь, – и мы делаемся способными хоть к чему-то доброму, хоть к чему-то светлому, хоть к чему-то подлинному и духовному. Не мы завоёвываем себе место под солнцем в Его Царстве: это Он дарует нам Царство – и этот дар изменяет наше сердце, и мы делаемся способными делать то, что́ Он велит нам делать. Пока мы не переменим своё сознание, ничего у нас не получится. В лучшем случае, если мы делаем хоть что-то доброе, мы становимся фарисеями, – но хуже их ничего нет.
А вторая тайна Церкви, после Креста, – это тайна Христова воскресения. Это то, что Он воскрес и принёс радость людям. Обычно люди религиозные, особенно «духовные», совершенно не умеют радоваться. И мало того, что они не умеют радоваться, – они совершенно не хотят радоваться. Более того, они считают, что радость категорически запрещена всякому духовному человеку. Вот, например, идёт Светлая седмица, – как совместить, что причащаться нужно часто, а мясо есть можно? Как можно веселиться и причащаться одновременно? Это – загвоздка, это – страшный камень, на котором ломаются многие сердца. Как же так? «Это же святость великой Светлой седмицы,
я не должен делать ничего плохого. А как же радоваться, если нельзя делать ничего плохого? И как причащаться, если ты смеешь радоваться?» Мы ломаем себе голову, а Церковь установила, что пост в Светлую седмицу запрещён, и радоваться надо, – и причащаться надо. И этим она открывает, что, на самом-то деле, жизнь со Христом – это жизнь в радости.
Ну да, конечно! Мы все понимаем: в радости! Мы много мечтали об этой радости, и не понимаем до конца одной потрясающей, невыносимой для мира вещи – человеческой радости. Мы всё стараемся превратиться в ангелов: не есть, не спать, непрестанно молиться и ничего человеческого не делать. Мы даже чувств человеческих стыдимся. Я устал от людей, которые приходят и говорят: «Батюшка! Я согрешила страшно: у меня мама умерла, и я плакала целый день, – грех-то какой!» Ужас, – до чего довели человека: плач над мамой считать грехом! Это кто же такую чушь распространяет? Кто же обесчеловечиванием таким занимается?
«Батюшка, я была вчера на свадьбе и грешила – радовалась же: сын женится!» Что же – плакать надо? «Ну конечно – всегда только плачь!»
Нет, нужно радоваться: и Христос был на браке в Кане Галилейской и радовался; и Христос плакал, когда умер Его друг, – даже зная, что через несколько минут Он его воскресит.

Слёзы и радость – это человеческие вещи. Христос вочеловечился не для того, чтобы нас расчеловечить и превратить в некий довесок к ангельским силам. Он пришёл, чтобы нас по-настоящему сделать людьми – обоженными людьми, причастными благодати Бога, сделать их такими же, как Он: обоженными человеками, как Он – вочеловечившийся Бог.
Он не отменяет у нас человеческую природу, – а, значит, не отменяет радость, не отменяет и печаль, – не отменяет ни слёз, ни смеха, не отменяет еды и пития, не отменяет радости дружбы и семьи, радости победы, потому что человеку свойственно радоваться победе. И Христос радовался победе, и эту радостную весть о Своей победе над смертью, над тьмой, над сатаной Он и принёс нам, чтобы мы радовались Его победе, причащались Его победе. И радоваться и торжествовать в победе – это и по-человечески хорошо. И вся вселенная некогда будет плясать и скакать и веселиться, и брызгать всеми возможными материальными дарами, радуясь о том, что зло этого мира кончилось, побеждено, что смерть исчезла, что ничего плохого больше нет и никогда не будет. Это будет великая радость Победы, – и всякий раз, когда мы празднуем Победу, – или Христа над смертью, или нашу над врагом, – мы всегда радуемся истинно христианской радостью, истинно человеческую победу празднуем, – и никто радости этой у нас не отнимет. Аминь.

Видеозапись сделана 9 мая во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова.

Вернуться к списку