НЕДЕЛЯ 20-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Духи злобы и тьмы
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня вы слышали Евангельскую историю, часто читаемую на воскресных службах, об исцелении Гадаринского бесноватого, о том, как бесы, которые находились в этом человеке, были отправлены в свиное стадо. И стадо все это бросилось с берега, утонуло пучине морской. И когда это произошло, пришел народ, испугавшийся за свои стада, и стал умолять Христа, чтобы он вышел от их пределов, потому что им такой гость не нужен, слишком велик от него убыток.
Простая история, часто встречающаяся, которая поражает, в общем-то, двумя своими особенностями. Первое, – то, о чем все говорят, когда читают, слышат эту проповедь, эту историю, или проповедь на тему этой истории, – о том, что вот какие жестокие были эти гадаринские пользователи свиней! Они ими пользовались, они их содержали. Никто не удивился, никто не обрадовался тому, что исцелился человек, что произошло чудо, что человек здоров, его теперь никто не мучает, он теперь обыкновенный, как мы, – нет никому до этого дела. Всех волнует только подсчитанный убыток. Конечно, люди те жестокие, они проявили жестокосердие к этому человеку. Но как бы поступили мы на их месте? Как бы поступили мы, если бы наши свиньи погибли? Да что там свиньи, – просто куры бы погибли. Если бы бесы были изгнаны в кур, или в цыплят, или в собак, или в кошек, и они бы погибли, – мы бы ведь тоже переживали за гибель наших животных, и нам вовсе было бы не до того, что человек исцелился. Нам ведь обычно нет дела до человека. Ну, конечно, если он наш родственник, если он наш близкий, если он наш сын или племянник, это, конечно, хорошо. Но до постороннего-то человека нам какое дело? А вот наша кошка или собака, свинья или корова – это наше, оно близко. И Христос, кроме всего прочего, обличает, что брат наш стал нам не так дорог, как домашнее животное. Что, на самом-то деле, мы все привязаны не к людям, не к человеку одной со мной природы, не даже к просто родному человеку; не тот, кому плохо, волнует нас, – а то, что живёт в моем доме, даже если это не человек. Мы – люди, которые возлюбили не людей, и не испытываем мы к людям никакого сострадания. И любой человек знает это. Раненая кошка или раненая собака может захватить все наше сердце, она может перевернуть всю нашу жизнь, все наше представление душевное, но раненый человек не трогает нас. Сбитая собака, которая лежит на дороге, волнует нас, а человек, сбитый на дороге, нас не волнует. Заболевшая собака волнует, а больной человек не волнует нас, – ну и пусть болеет, нам-то что! И если мы заглянем в свое сердце, мы видим там жалость к животному, а любви к человеку нет. Мы настолько обмельчали, что способны только на сострадание к животному. Конечно, это не так-то плохо: блажен, иже и скоты милует. Хотя бы животным у нас еще осталась жалость, но, вообще-то, это – падение. Это падение человека с той высоты, на которой он должен был стоять – и испытывать такое же сострадание к каждому человеку. И после человека – к любому другому живому существу.
Но если в нашем сердце находится жалость только к животному, особенно к моему животному, и совершенно нет никакой жалости к другому человеку, то что это? Как невежливы мы по отношению друг к другу! Мы легко можем сказать: «Выйди вон!» Ну грубо, конечно, как-то, типа: пошёл вон! Но своей кошке или собаке мы так не скажем. Мы ласковы и нежны с ними: еще обидится на нас, не будет с нами здороваться. А человек обидится – да и Бог с ним! Он глупый – пусть обижается.
У нас перевернулись понятия. Перевернулись. У нас все стало не так, как нужно. Мы не слушаем, не уважаем, не вежливы никогда и нигде. Мы живем в совершенно придуманном нами мире и думаем, что эти ценности правильные. Мы неправильно воспитываем детей – и хоть бы что! Мы неправильно воспитываем животных – и хоть бы что! Мы неправильно относимся к супругам, к женам, к мужьям – да и пусть! Мы неправильно относимся к родителям, и нам нет до этого никакого дела. Все наши представления о том, что́ правильно и что́ неправильно, перевернулись, потому что никто не чтит Бога. Нет, – прийти и помолиться, чтобы Он сделал то, что́ я хочу, – это конечно. Прийти и причаститься, чтобы Он меня снова сделал способным жить, – это тоже. Но ведь Христос дал нам Слово для того, чтобы оно исправляло наши сердца и мысли, чтобы мы жили так, как должен жить человек, а не так, как нам заблагорассудится…
И второй момент. Он определяет собой первый, но на второй момент обычно никто не обращает внимания, хотя меня в свое время это очень сильно потрясло; потрясает и сейчас. Сколько же в Иудее было бесов? Христос на каждом шагу исцеляет бесноватых. Вот в этом – легион бесов. В том – полу-легион; в этом – четверть легиона, в этом – просто так бесенок живет. Постоянно нам говорят о том, что Он исцеляет бесноватых. Так это, извините, – Святая земля. Это земля людей, которые чтут Бога. Что же творится за ее границами? Что творится в Риме или в Китае, которые откровенно бесам служат, которые откровенно бесов призывают? Весь мир оккупирован этими самыми бесами, а мы считаем его нормальным. Мы принимаем красоту этого мира. (Их мира, я не говорю о нашем, а то меня линчевать будут). Я говорю про ту красоту, – про всю эту римскую, греческую, шумерскую, египетскую красоту. Мы же думаем, что это и есть норма, что это нормальные люди создали нормальную красоту. Откуда же столько бесов даже в Палестине, где всё-таки – Святая земля, и Бог защищает этих людей от бесов, Он их благодатью своей охраняет, – но и там их много. Их, по крайней мере, там замечают, а в других землях – уже не замечают. И вот в этот мир, оккупированный бесовскими силами, в этот мир пришел Христос, чтобы избавить нас всех от их власти, чтобы установить Свое Царство. И мы видим, читая историю древней Церкви, как изгонялись эти бесы из римских, греческих, азиатских городов, европейских городов, изгонялись в темные болотистые места, куда вслед за ними шли монахи, селились там, чтобы выгнать бесов и оттуда. И вся начальная история Церкви наполнена тем, что она их изгоняет все дальше и дальше из тех мест, в которых живут люди. И устанавливается действительно особая эпоха в истории людей, когда бесы не могут им вредить. Все крещеные, все чтут Бога, везде раздается подлинная молитва, везде звучат не только песнопения, но действительно молится человек, везде благодать, святые, Евхаристия. Везде – огонь, попаляющий эти темные силы, и свет, просвещающий человека. И вот, человек снова отступил от своего Бога, забыл заветы Христа, перестал призывать Его имя, перестал Ему служить, и этим служением освящать свое сердце. Люди снова стали жить, как язычники, исполняя то, что им хочется, и призывая Бога только для того, чтобы Он сделал то, что им хочется, чтобы Он творил их волю, – и они (бесы) вернулись. Их по-прежнему стало много, и много стало бесноватых. Но бесноватые – только часть проблемы. Сколько бесов живёт везде в людях! Сколько вокруг людей, которых слово о Христе приводит в бешенство, людей, которые ненавидят крест, людей, которые ненавидят молитву, людей, которые ненавидят просто другого человека, – ведь сатана – человекоубийца искони! И те подростки, которые убивают своих же подростков и одноклассников, неважно, – расстреливая их из ружья, винтовки, пистолетов, пыряя ножами или забивая до смерти, – они же одержимы так же злыми духами, как было одержимо некогда все человечество. И никому в голову это не приходит. Как же, что же делать? Никакие психологи не помогут: что может сделать психолог против злого духа? Не поможет и никто другой, – ни педагог, ни полиция. Никто не сможет сделать это. Кто же, кто должен навести порядок в этом мире? Как его наводить?
Видеозапись сделана 11 ноября во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Владимир Лукин
Текстовая запись: Елена Плотникова
