НЕДЕЛЯ 21-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Дерзновение веры
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.
В нашем распоряжении оказалась аудиозапись, сделанная кем-то на телефон и ужатая из-за передачи через WhatsApp. Не судите строго, постарались компенсировать текстовой записью и субтитрами.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сначала нам рассказывается о том, как исцеляется некая кровоточивая женщина. Потом рассказывается о том, как воскрешается дочь Архисинагога, некая отроковица, которая неожиданно умерла, и Христос не успел исцелить её болящей, и Ему пришлось воскрешать её из мертвых. Это свидетельство о вере, свидетельство о милосердии. Та самая кровоточивая женщина так же, как и все, толкалась вокруг Иисуса Христа. Ну, – как мы себе легко это можем представить – как, например, отец Иоанн Крестьянкин выходил после службы, и вокруг него толкалось очень много народа, – десятки, сотни человек, и исцеление получали далеко не все, а только те, кто приступал с верой. Эта женщина подумала: «Если только прикоснусь – исцелюсь» Она не знала ничего из того, что нужно соблюдать. Она просто поверила, что это случится, и это случилось.
И очень часто у людей, которые совсем вот только-только переступили порог Церкви, это все получается легко, потому что они уверены, что в Церкви находится Источник жизни, силы, любви, и они приходят к чудотворной иконе. Просто даже не в монастырь, – в приходской храм, просто припадают к Матери Божьей: «Помоги!» веруя, что Она точно поможет: Она – Мать же, – поможет! – и получают исцеление.
И такова простота веры. Если только человек не усомнится в сердце своем, то будет ему то, что он просит – так говорит Христос, но мы, чуть-чуть только оттоптавши себе место в церкви, начинаем сомневаться: «Да кто я такая? Да кто я такой? Да ничего не будет! Да и икона не того века! Да батюшка не той консистенции, и не такая у него борода, и не такое облачение! Да и храм не тот! Вот туда поеду, сюда пойду!» И это сомнение делает нашу просьбу неисполнимой. Потому что мы сомневаемся в щедрости и любви, в чём новоначальными не сомневались. И это то, что мы приобрели здесь, в Церкви, потеряв. изначальную веру, с которой сюда пришли. Ведь вспомните: когда мы переступили порог храма, в нас было вот это: мы совершенно были убеждены, что Бог поможет, что Он помилует, что Он простит и меня, и всех, – надо только попросить. А потом куда-то все ушло.
Думаю: потерял благодать. Куда же она делась-то, благодать? Христос-то, не изменяется, Он всегда – Тот же. И Тот, Который привел меня в монастырь и согрел мое сердце Своей любовью, дал мне познать милость Его, – никуда не делся из стен монастыря. Что же со мной-то произошло, что я изменил этой первой любви и благодати? Как я её теряю? А потому что, как только я прижился в Церкви, я начинаю всех судить. Судить: «А вот тот не достоин стоять у иконы Божьей Матери. Да и вообще это – мое место, а не его. И свечку он неправильно ставит, и целует он неправильно. Два раза надо креститься, а не три. А может и три, – не знаю. Но неправильно – точно. Уверен, что неправильно. А этот человек заходит неправильно, а этот – одевается неправильно; а этот – выходит неправильно». И мы забыли, что когда мы впервые зашли в церковь, мы ничего этого не знали, но Бог нас принял. Принял, ущедрил, обнял, излил Свою милость и любовь на нас и ничего не спросил. Он не спросил, как мы крестились, так ли мы ставили свечи, ту ли мы свечку ставили, ту ли молитву читали. Да и вообще мы не знали, что молитвы какие-то есть. А сколько людей зашло в церковь просто сразу после греха, или отягченные какой-то тяжелой болезнью, не зная вообще ничего, не то, что по-церковнославянски, – по-русски не разумея, как сказать, но были приняты Богом, утешены Богом. Где бы мы ни были, Он везде нас принимает.
Но потом мы начинаем оглядываться и смотреть не на Него, не на икону Божьей Матери, не на Христа, – а кто, что, как делает, – а то ли он делает или не то? И все. И благодать через эту дверь уходит. И неважно, в монастырь ты пришел, или как паломник приехал, или в приход ты пришел, – ты однозначно потеряешь ту первую любовь Божию, потому что ты начал судить других людей. Все просто: ты помилован – милуй других. Тебя пожалели – жалей. Тебя обняли – обнимай. Тебе подсказали – подскажи. Но никогда не превозносись ни над кем. Ни над худым, ни над не худым – ни над кем в принципе. Смотри: Бог любит тебя – Он так же любит и других. У Него нет лицеприятия. Мы все Его дети. Мы все нуждаемся в Его любви. И тот, кто больше грешит, больше нуждается, как более больной человек больше нуждается нынче в помощи врача. Это – простая наука, но она поможет нам сохранить вновь ту благодать, которую мы получим, – а мы ее получаем всякий раз, когда причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа.
И вот, вспоминая веру, ту самую нашу первую веру, ту ревность нашу, которая была, когда мы только стали делать здесь первые шаги, будем благодарить за это. Благодарить за то, что Бог был в нашей жизни. Если мы сейчас Его не чувствуем, то виноваты сами. Это не Он отвернулся. Это не Он нас испытывает. Мы сами бросили Его руку, это мы потеряли путеводную нить. И потому хуже нет ничего, чем лицемерие. Если мы помилованы ни за что, просто потому, что Он нас любит, как эту кровоточивую женщину, которая ничего же не сделала. Ничего, – даже имя-то Его не призвала. Просто поверила: «Прикоснусь, деваться-то все равно некуда. Прикоснусь, – и Он сделает мне хорошо!» Исцелилась, прикоснулась – и исцелилась.
И вот прикоснитесь к ризе Христовой, – причаститесь Тела Его и Крови. Приложитесь к иконе чудотворной, несомненно веруя, что Он не может отказать, потому что Он – Отец. Она не может отказать, потому что Она – Мать, Она всех нас любит и всех собирает под покровом Своим. Но, получив благодать, не будем ни на кого смотреть. Не будем ни над кем превозноситься, не будем никого судить – и так проживем под покровом Всевышнего, под покровом Пречистой Матери всю свою жизнь. И упаси нас Бог когда-нибудь поднять глаза и посмотреть на грех или на незнание другого человека. Хуже этого нет, ибо каким судом судим, таким и будем судимы. Аминь
Видеозапись сделана 17 ноября 2024 года в Неделю 21-ю по Пятидесятнице во Псково-Печерский монастырь.
Автор: Константин Корепанов
Текстовая запись: Елена Плотникова
