Проповедь священника Константина Корепанова.
Неделя 13-я по Пятидесятнице.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня вы слышали в Евангельском чтении притчу, которая, безусловно, относится к истории израильского народа: о том, что был некий богатый человек, который насадил виноградник, выкопал точило, всё приготовил для того, чтобы выращивать и собирать виноград, и здесь же, в этом месте, делать вино и продавать его, и, таким образом, иметь прибыль. Отдал он этот виноградник арендаторам, чтобы они его возделывали и получали прибыль, отдавая определённую часть хозяину. И вот, когда пришло время спросить с арендаторов, они отказались отдавать арендную плату, – не просто отказались, – но избили, надругались, убили тех, кого хозяин виноградника за этой арендной платой послал. В конце концов, он послал к ним сына, думая, что они его постыдятся и убоятся, – но они убили и сына, думая, что теперь они навсегда завладели наследием. И спрашивает Господь, произнеся эту притчу: «Что же будет с этими арендаторами, делателями виноградника?» И иудеи, слушавшие Его, сами же сказали, что хозяин придёт и погубит их, предав самой злой участи, потому что они не исполнили долга чести, долга совести и долга справедливости, попрали все принципы человеческих и Божьих законов.
И дальше говорит Христос, подводя итог: «Неужели вы никогда не читали в Писании: «Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?»
Естественно, это – история про израильский народ, который никогда не воздавал Богу плодов. Ему дана была чудесная, плодоносная земля, но израильский народ никогда не отдавал Богу то, что Бог от него требовал – ни по плоти, ни по духу; ни по вере, ни по любви; никаким образом и никогда. И поэтому, как Он посылает к нему Сына Своего, – но, как известно, Сына они убили и, таким образом, остались ни с чем, потому что виноградник у них был отнят: «Се, остаётся дом ваш пуст», и вы больше не народ Божий, и виноградника больше у вас нет: виноградник станет Церковью Христовой и будет отдан тем делателям, которые будут приносить плоды, потому что основанием всего является Христос. И этот камень, на котором основана Церковь, есть Христос. И в этом смысле всегда и понималась эта притча и толковалась, – но не только в этом.
Евангельская традиция знает ещё один способ понимания этой притчи, который позже даже был использован святыми отцами. Виноградник – это не только Святая Земля, не только Палестина. Внутри каждого человека Бог насаждает виноград. Внутри каждого человека есть всё для того, чтобы он получал радость и пользу от своей жизни, и этой жизнью своей он радовал бы людей и себя, мог обеспечить себя и живущих с ним, – и при этом бы воздавал плоды Тому, Кто насадил в его душе такой виноградник. Не важно, в чём заключается эта отдача, – в церковной ли десятине от того имущества, которое ему дал Бог, или в жертве хвалы, когда человек видит, что данные ему Богом таланты приносят обильный плод радости в людях; или это молитвы, которые необходимо воздавать Богу. “Седмерицею днем хвалих Тя”, — говорит псалмопевец Давид. Ибо не только с людьми мы должны общаться, но и с Богом. И много чего другого можно принять за те плоды, за ту арендную плату, которую мы должны воздавать Богу. Та же самая десятина наиболее понятна из всего этого. Бог даёт нам всё: и этот дом, и эти руки, и возможность зарабатывать деньги, и сами эти деньги в виде тех или иных даров даёт нам Господь, и Он просит нас вернуть Ему десятую часть от этих даров: «исповедуй этим возвратом, что ты веруешь, что всё, что у тебя есть, дано тебе Мною, – и тогда Я умножу то, что у тебя есть.»
По этому принципу действует и всё остальное – и молитва, и хождение в церковь, и приношение плодов, и благодарение, и хвала, – только исповедуй телом и духом, и душой и мыслью, и словом, и хвалой и слезами, что Источник всего, что у тебя есть – Бог; – и тогда умножится у тебя всё, что у тебя есть.
Это ведь, собственно, евхаристический принцип жизни человека «Твоя от Твоих Тебе приносяще»: всё, что́ Ты мне дал, я возношу Тебе и исповедую, что это Твоё, и сам бы я не имел ничего. Как говорится в утренних молитвах священника, – «мы не знали бы и как помолиться, и о чём, если бы сначала Ты Духом Своим не вразумил бы нас и не родил бы эту молитву в недрах наших Духом Твоим Святым».
Всё – от Него, всё – Им, всё – к Нему. Всё, что у нас есть, принадлежит Ему по происхождению и праву, – и нам надлежит только исповедать это; принять и исповедать, что даже та любовь, которой мы любим Его (если мы любим Его), тоже есть Его дар, Его действие в нашем сердце. От себя мы совершенно ничего не можем принести, ибо ничего в самих себе и не имеем.
Мы – Его творение, и только Его волей, Его благодатью, Его силой, Его щедростью мы можем хоть что-то в этой жизни получить, хоть чем-то в этой жизни питаться, хоть чему-то в этой жизни радоваться.
И эта наша душа, насажденная Богом внутри нас, — как плодоносный сад, – как говорит пророк Иеремия, – для того, чтобы радовались и мы плодами этого сада, и радовали ими других. И, чтобы возделать этот внутренний виноградник, надо не только трудиться, но и исповедать, что всякий мой добрый помысел, всякое доброе дело, всякая молитва, всякая мысль, всякое доброе слово, – всё это Ты, Господи, произвёл во мне, дал мне пережить это прекрасное чувство или мысль, – или совершить это дело, – и тогда действительно жизнь наша станет благодарением.
Этому мы учимся, прежде всего, здесь, во время Божественной Литургии, ибо (повторюсь) источник всего доброго в нас есть Господь, и даже мысль добрая – это производное Его любви. И чтобы принести плоды этого виноградника, наших собственных сил недостаточно. Мы ничего не можем сделать, даже если мы осознаём, что наши таланты даны нам Богом; надо знать и помнить о том, что краеугольный камень и нашей собственной жизни есть Христос. Только веруя в Него и призывая Его, мы можем сделать что-то доброе, используя те таланты, которые у нас есть.
Как Христос говорит в последней беседе с учениками: » Без Меня вы не можете творить ничего» Поэтому надо всё, что́ бы мы ни делали, – женимся ли, или рожаем детей, воспитываем ли этих детей, или идём на работу; хотим ли мы заключить сделку или купить дом, засадить огород, собрать урожай, – мы должны всё делать, призывая Его имя, надеясь на Его помощь, непрестанно призывая Его благодать на любое дело, ибо без Его благодати мы сделать ничего не можем.
И потому, что мы Его не призываем, ничего в нашей жизни не происходит – ни доброго, ни хоть сколько-нибудь благодатного и хорошего. Да, таланты даны, но… Кто-то умеет читать, кто-то умеет писать, кто-то умеет вести какую-то экономическую деятельность; кто-то умеет торговать, кто-то умеет строить или заниматься цветоводством, – каждый что-то умеет, но, даже исповедуя, что это дар Божий, он думает, что может что-то сделать сам; идёт и делает. Бога он не призывает ни в каком деле, он просто читает молитвы, которые нужно прочитать, а на работу идёт, надеясь на себя; а ребёнка рожает, надеясь на себя: «Вот выращу из него что хочу, – то-то и то-то. «. А женится человек или замуж выходит – надеясь на себя: «Вот, будет у меня такая-то жена или такой-то муж, и буду жить счастливо» – как будто от тебя это всё зависит!
Сколько раз я слышал простую такую вещь: молодая девушка или молодой парень, заключая брак, говорит: «Мы поживём для себя, а потом, через какое-то время, захотим – и родим себе ребёнка.» И проходит время, – и они вдруг понимают, что родить ничего не могут; уже хотят – но не могут. Они думали, что это процесс естественный, – ведь у животных это бывает просто, – а тут вдруг не получается. И так бывает, чтобы человек понял, что твоё «я хочу» и «я решил» или «я сделаю» ничего не значит. Ты задумал сегодня поехать куда-то, но поедешь ли ты, или не поедешь, зависит от Бога. А принесёт твоя поездка плод, или не принесёт, зависит от того, позовёшь ты с собой Бога, или не позовёшь.
Что́ бы ты ни делал, – делай, призывая имя Божье. Призывай Его на помощь, даже если едешь сто раз одним и тем же маршрутом. Благо будет только в том случае, если ты призываешь Бога.
Поэтому и говорил ещё в древности Господь в Книге Второзакония, полагая основание в Первой заповеди: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всею мыслью твоей, – и пусть это слово будет всегда перед твоими глазами». Помни Господа Бога всегда, призывай Его на всех путях твоих, благодари Его за всякое действие, – и тогда Бог всегда будет рядом с тобой. И виноградник твоей души будет плодоносить обильно, и многие будут питаться плодами твоей души во славу Бога, благодаря Его; но, прежде всего, сам ты будешь благодарить Бога, понимая, что ничем и никак ты этого не заслужил, не стяжал; но всё Богом, от Бога, через Бога, во славу Бога, силою Духа Святого, во Христе Боге сотворяется через нас. И это и есть Церковное бытие. Аминь».
Видеозапись сделана 3 сентября 2023 года во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Андрей Серафимович.
Текстовая запись: Елена Плотникова.
