Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам о Страшном Суде. Это часть 25-й главы Евангелия от Матфея, где есть три притчи, три сюжета, собранные евангелистом воедино. Это притча о десяти девах, притча о талантах и свидетельство о Страшном Суде. Все три говорят о том, о чём наше сердце думать не хочет, – либо потому, что оно слишком либерально для этого, оно обмирщилось, – либо потому, что оно фарисейское. Мы не хотим думать и знать, что будет последнее разделение людей, – одни станут слева, другие – справа; что кто-то будет отвержен, как в притче о талантах, во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов; что те, которые, вроде бы, всю жизнь шли за Христом, не войдут в Царство Божие, останутся за порогом, за дверьми. Человек не может спокойно слышать об этом свидетельстве. Он не может слышать не потому, что он сильно любит, а потому что он не любит вообще, и любовь ещё вообще не знакома его сердцу. Он ещё не приобщился к подлинной любви Божией. А фарисею, конечно, слушать это приятно, потому что он всегда ставит себя с «правильной» стороны, он-то – всегда с теми, кто войдут. Поэтому ему слышать об этом приятно, это льстит его самолюбию, его тщеславию. И только люди, познавшие любовь Христову, вкусившие её вполне, плакали и о себе, стоящих вне врат Царских, и о людях погибающих. Они именно плакали, а не роптали, не возмущались, зная, что водораздел не только есть, – он объективно необходим и неизбежен. Ибо всё дело в том, что кто-то любит Бога, а кто-то Его не любит; для кого-то воля Божия есть единственное начало, определяющее его жизнь, а для кого-то – дороже его собственная воля. И все идущие в ад – это люди с собственной волей, которые только ею руководятся, для которых воля Божия вторична и должна обслуживать его собственную, человеческую волю.
И ещё об одном говорят все эти три притчи, но это обычно ускользает от нашего внимания, – но, тем не менее, это очень важно, опять-таки, потому, что не даёт нам сильно увлечься нашим собственным фарисейством. Все три притчи говорят о тех, кто – свой Богу; не о безбожниках, как мы привыкли понимать, которые сейчас где-то ходят, приходят в себя после похмелья, спят, радуются жизни, – нет, это всё – не про них. Это – про тех, кто пришёл сюда, к Богу, но они – разные; с разными мотивами, в разном состоянии сюда пришедшие; эта притча – для нас, для церковных людей, для тех, кто уверовал во Христа, – это разделение пройдёт среди своих Богу; нам нельзя предполагать, что мы здесь все уже точно – в обителях, предназначенных спасённым, – а там где-то есть грешники- безбожники, которые погибнут. Скорее всего, очень вероятно, что всё будет точно наоборот, ибо «будут первые последними, а последние – первыми». И очень сильно нас удивит Страшный Суд, ибо те, кого мы привыкли считать безбожниками, войдут в Царство Божие, а сыны Царства будут выгнаны вон, потому что оказались этого Царства недостойными.
Эти притчи говорят именно о том, что речь идёт о своих: вот, например, притча о десяти девах – это же те, которые пришли на брак со Христом, это те, для кого Христос был единственной темой их жизни; они не ходили «на страну далече», они всю свою жизнь хранили себя для встречи со Христом; но одни вошли к Нему, а другие – нет. И притча о талантах – это притча о тех, кто работал в дому Божьем, кто трудился в Церкви, в храме – кто молился, кто постился, кто считал Христа своим Господом. И он оказался извергнутым вон только потому, что не реализовал ту волю Божью, которую он должен был реализовать; он должен был послушаться Его и сделать то, что́ казалось несовместимым с его представлением о благочестии. И притча о Страшном Суде – это притча о своих, ибо к тем, которые называются «козлищами», тоже обращается Господь: «Вот, вы Меня видели и не сделали для Меня ничего». Они отвечали: «Господи, где же мы Тебя видели?» – то есть, они признаю́т Христа своим Господом; они действительно служили Господу, только не там и не тогда, когда требовал это Господь. Они всю жизнь жили с Господом, а оказались неисполнившими Его главнейшего завета. Как говорит тот же евангелист Матфей в завершении Нагорной проповеди: «Многие придут ко Мне и скажут: «Господи, не Твоим ли именем мы многие чудеса творили? Не Твоим ли именем бесов изгоняли? Не Твоим ли именем мы пророчествовали?» И услышат в ответ: «Отойдите от Меня, Я вас не знаю!» …
И притча эта – о том же: что есть люди, которые думают, что они свои Богу, – а Бог их не знает, которые думают, что они христиане, а они – не таковы. Они думают, что они служат Богу, – а, на самом деле, Ему не служат. Эти притчи для нас всегда есть как бы постановка себя на Страшный Суд: а я-то что делаю? Я-то сам исполняю хоть что-то из того, что должен исполнять христианин? Я хожу в храм, пощусь два раза в неделю, в среду и в пятницу, соблюдаю Великий пост, готовлюсь ко причащению, хожу на исповедь. Но ведь из этого перечисленного ничто не является заповедью Божьей! Ничего этого Бог от нас не требует. Ни одного слова об этом Христос не сказал. Он сказал: «Любите!» Он сказал: «Служите!». Он сказал: «Прощайте!», Он сказал: «Не судите!» Но именно того, что́ Он сказал делать, мы и не делаем. Мы делаем что-то совершенно иное, исполняя свои хотелки, ища место, где нам комфортно, ища служение, которое нам приятно, а не то, которое требуется от нас Господом нашим – Тем, Кого мы зовём Господь. И, конечно, все хорошо понимают, что, наверное, хорошо бы сходить к заключённым, хорошо бы сходить в больницу (особенно хорошо – в больницу; сестёр милосердия у нас становится всё больше и больше), хорошо делать что-то доброе для людей, – и мы делаем, но мне хотелось бы обратить внимание на то, что́ говорит в конце Христос: «То, что́ вы сделали одному из меньших сих, сделали Мне.» Не надо далеко ходить, чтобы послужить Христу. Рядом с тобой стоит человек – сделай ему то, что он просит, – это и будет служение Христу. У нас дома остались семьи, там есть дети, у некоторых ещё сохранились мужья; кое у кого сохранились жёны, они ещё не сбежали от нас, верующих; они ещё не унесли ноги прочь из дома, где завёлся христианин, который требует от них слишком много и ничего не делает сам. Так повернёмся лицом к тем, кто ещё не сбежал от нашего фарисейства, и сделаем для них то, что нужно: уважим, будем ухаживать, покормим, обнимем, скажем доброе слово – и всё это будет принято Христом, всё это и будет служением Христу. Жена! Как ты можешь не слушаться своего мужа? Ты же не слушаешься Христа! Всё остальное не имеет никакого значения. Ты хоть в лепёшку разбейся – в твоих поклонах толку нет, потому что Христа ты не услышала, Христа не накормила, ноги Христу не умыла, не обняла Христа, не послужила Ему! Он один сидит у своего телевизора, потому что поговорить больше не с кем, никто Его больше не слушает. Муж! Ты, конечно, пуп земли, – но посмотри: рядом с тобой – жена, и она тоже – та, за которую умер Христос. И она тоже нуждается в твоём тепле и заботе, – окажи ей служение! Поговори с ней, а не только с сотовым телефоном и со своими друзьями. Посмотри ей в глаза, подари ей цветы или пирожное – это будет служение Христу; обними её, как хотел бы обнять Христа, обереги её сон. Будь милостив к ней, не требуй от неё большего. Как говорит апостол Пётр, – относись к ней, как к сонаследнице вечной Жизни, ибо она – немощный сосуд. Так береги её, как бы ты берёг Христа, если бы Он зашёл к тебе в дом. Много ей не надо. Если вы к этому добавите посещение больных в больнице, или беседу и помощь заключённым – честь вам и хвала! Но если вы забыли Того Христа, Который живёт с вами под одной крышей, то всё, что вы делаете вне этого, лишь тешит ваше собственное тщеславие. Надо увидеть Христа в ближнем, в том, кто рядом со мной, в единокровном своём, – и тогда действительно, нам не будет страшно смотреть, встретиться лицом к лицу с Иисусом Христом, ибо мы научились через самых ближних своих видеть Христа в каждом человеке. Аминь.
Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова.
