Вернуться к списку

Бог есть Отец. Отец есть жизнь. Проповедь иерея Константина Корепанова (25.06.2023)

Добавить в избранное 💚

Проповедь священника Константина Корепанова.
Неделя 3-я по Пятидесятнице.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышали известные Евангельские слова, которые сказал всем верующим в Него Господь наш Иисус Христос: «Ищите прежде всего Царство Божие, — и всё остальное, в чём вы имеете потребность, вам приложится.» Представляют себе мир очень простым все люди — сколько их ни жило здесь, сколько ни будет жить в разные эпохи, в разные времена, в разных народах, – будь они язычники или иудеи, или мусульмане, или большинство христиан, – все они живут одним простым правилом: надо взять от жизни как можно больше благ. И каждый делает это в меру своих способностей, талантов, возможностей, связей, силы, изначального капитала. Каждый использует то, что у него есть, для того, чтобы приобрести как можно большее количество земных благ. Это представляется нормальной целью для каждого человека. Каждый человек думает так, и мы – точно такие же. Мы такими выросли, нас такими воспитали, к этому мы стремились ещё с младенчества, когда обзаводились игрушками, отбирали их у соседского мальчика, захватывали площадь в песочнице, или истерично требовали от мамы внимания, или что-то купить в магазине, – все люди, по своему греховному происхождению, одинаковы. И Христос, зная эту нашу одинаковость, говорит: «Смотрите: все люди делают так, все живут так. Но вы должны поверить, что, на самом деле, всё необходимое вам даст Бог.»
Ибо Он, как Отец, знает, что вы в этом имеете нужду. Ведь, на самом деле, маленький ребёнок не заботится ни о чём, он не знает – да и не думает, в какой садик ему надо поступать, к каким воспитателям ходить, какие книжки читать – он знать ничего не знает; об этом заботится отец, покупая ему одежду и обувь, книжки, игрушки, устраивая в группы развития, в садик, в школу, ища учителей, репетиторов. Ребёнок всего этого не знает, не умеет и не сможет никаким образом организовать.
Но отец знает, чтó необходимо ребёнку: когда ему нужна радость, когда ему нужно наказание, когда ему нужен покой, когда ему нужен уход, когда ему нужна прогулка, свежий воздух – или учёба и учителя, – потому что он – отец, и он любит своего ребёнка, и, по естеству, заботится о нём; или мать – точно так же.
И любой ребёнок, как бы он ни брал от жизни всё, – он и не может ничего организовать в своей жизни, потому что он попросту очень мало знает и ещё меньше умеет. Всё это делается его родителями.
И вот, нам предлагается точно так же этот понятный в жизни принцип применить и к своей собственной жизни: поверить, что у нас есть Небесный Отец, Который так же заботится о нас, – и гораздо больше, – как и мы заботимся о своих детях, – только знает Он гораздо больше, чем земные отцы и матери, – и может гораздо больше, чем они – логично же!
Достойно, разумно для человека довериться Богу, зная, что Он его поддержит, – и тогда человек всё получит. Ведь это – просто разумная мысль, но она никак не укладывается в сознании обыкновенного человека. А почему?
А потому что человек вовсе не считает, что, в совершенном смысле слова, Бог – его Отец. Да, он так к Нему обращается, но «Отец» в его сознании приобретает очень строгие, даже суровые черты. Это не тот, кто кормит, не тот, кто одевает, не тот, кто любит, не тот, кто защищает, не тот, кто заботится. В нашем восприятии Отца осталась только одна особенность: тот, кто наказывает и судит. Где Ему заботиться о моих нуждах? Он только и ищет возможность наказать меня за что-нибудь: за какой-нибудь грех или какое-то послабление себе; Он только и ходит за мной и следит, выискивая, за что бы ещё меня наказать. Как же можно довериться такому Отцу, который только и выискивает в нашей жизни грехи и думает о том, как бы посуровее за это наказать!
И если мы вовремя не исповедуем наш грех (мало того, что исповедуем – надо ещё как-то, как мы говорим, – «искупить» этот грех, – и тогда, быть может, мы задобрим нашего сурового Отца, смягчим Его злое сердце; тогда, быть может, Он хотя бы на нас не разгневается, – и то хорошо! А вот каких-то вожделенных нами земных благ ведь от Него же не дождёшься!
Конечно, мы это не вербализируем, не рассказываем об этом. Но если мы заглянем внутрь самих себя, мы увидим, что именно так мы представляем Бога: ведь мы не верим, что Он позаботится о нас. Ни за что не поверим, – надо о себе позаботиться самому! Он ничего не знает о нашей жизни, Он не любит нас!

Вот, в Евангелии есть такие слова: «Если сын попросит у отца хлеба, разве отец подаст ему змею?» – такой риторический вопрос. Ну, в наше время вполне возможно, – но по естеству человеческому ведь отец так не сделает по отношению к своему сыну! Получается, что мы представляем себе земных отцов лучше Отца Небесного. И мы понимаем, что, если какой-нибудь бандит-ребёнок придёт к своей матери, – она же его примет в любом случае! И накормит, и денег даст, – жизнь свою положит, чтобы спасти своего ребёнка от тюрьмы, – значит, мама любит этого человека больше, чем Небесный Отец?
И все наши представления наполнены именно таким неправильным мудрованием о Боге. Мы искажаем Его образ, – а, значит, по-прежнему находимся под влиянием сатаны, который с этого и начал свою разрушительную деятельность: он оболгал Бога, – и Ева, и Адам поверили этой лжи, этой клевете и не послушались любящего их Бога, – послушали змея,
которого они первый раз видели, и которому удалось оболгать Бога.
А разве мы не в таких мечтах живём? Разве мы не живём в мире, где оболгали Бога? Мы же, действительно, знаем только одно: Бог накажет! – а не то, что Он – щедрость и милость, долготерпеливый, Человеколюбец, что Он – сама Благость и Любовь, дошедший до того, что Сына Своего распял на Кресте, чтобы простились, искупились, очистились все наши грехи, чтобы не было между нами никакой преграды, – чтобы мы, приходя ко Христу, обретали источники Жизни; любого блага, какого бы только ни захотели, или которое нам нужно обрести. Вся проблема только в том, что мы – не верим, и сегодняшний отрывок с этих слов и начинается. Господь упрекает нас – как тогда учеников Своих, – за неверие. Мы, на самом деле, называя себя верующими, – не веруем; называя себя христианами, не веруем, потому что мы неправильно представляем Бога. Мы не верим ни в Его любовь, ни в Его щедрость, ни в Его милость, поэтому не можем отпустить ситуации в своей жизни и сказать: «Господи! Ты лучше знаешь, как это решить, – реши!».
Есть такое поверье у наших православных христиан: все знают, что главная добродетель христианства – смирение, и предполагается очень простой выход: если я чувствую, что я – не смиренный, надо попросить Господа: «Помоги мне смириться!». Нет, просить этого у Бога нельзя: Он как шандарахнет, Он устроит тебе такую экзекуцию – мало не покажется! Мы о палаче лучше думаем, чем о Боге! Что же мы сетуем, что живём, как скоты? Потому что по вере нашей будет нам! Мы верим, что Бог – жестокий, – вот и живём в жестоком мире. Мы верим, что Он не любит никого, – вот и живём, сами никого не любя, и не веря, что кто-то может любить в этом мире. Мы же поверили, что Бог только и может, что наказывать, – и сами так живём, только издеваясь над ближними нашими – наказывая, взыскивая, осуждая, требуя от них отчёта. Как веруем – так и живём.
И Бог не может пробиться через эту завесу, потому что мы не верим, что Он есть Жизнь и Сила, единственное направление которой – созидать души человеческие, – спасать, а не наказывать, помогать, утешать, а не обличать, как в Евангелии сказано про Христа: «Он трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит.» Его долготерпения невозможно преодолеть, Он терпеливей терпеливейших, – лишь бы только человек, мало-помалу терпел Его тёплую руку, которая ждёт одного: чтобы человека поднять с колен, поднять из грязи, вдохновить его на жизнь любовью, утешением, состраданием, Духом Святым, Который называется Утешителем, – перевязывая наши раны, поднять нас в служении Ему, восстановить нас в сыновнем чине, – дать нам возможность, силы, благодать, дерзновение – чтобы мы могли быть служителями Божьими, Его подлинными детьми. Ведь быть сыном или дочерью Божьими – это и значит любить Его. А любить – значит правильно понимать, что лучше нашего Бога, светлее, чище, радостнее, любвеобильнее никого нет и быть не может.
Вот такое понятие, такое представление о Боге нужно восстановить в своём сознании, – и к Такому Богу припадать, и Такому Богу молиться, – и тогда по вере нашей будет нам, и всё, что имеем, – умножится; и всё, в чём нуждаемся – будет; – и всё, чего жаждет сердце наше, исполнит Отец наш Небесный, потому что Он любит нас, как никто другой. Аминь».

Видеозапись сделана 25 июня 2023 года во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Андрей Серафимович
Текстовая запись: Елена Плотникова.

Добавить в избранное 💚