Вернуться к списку

Блажен, кто не соблазнится. Проповедь священника Константина Корепанова (19.10.2023)

Проповедь священника Константина Корепанова.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня мы слышали Евангельское чтение о том начальном периоде земного служения Иисуса Христа, когда Он уже обрёл некоторое народное внимание, популярность, и за Ним ходит множество людей. Но ещё действует другой великий человек израильского народа той эпохи – пророк Иоанн Предтеча. У него есть тоже свои ученики. Он тоже пользуется – и пользовался до этого большим вниманием и любовью народа. И вот, его ученики спрашивают: «Как это так? Ты – великий учитель, – а там появился ещё кто-то великий…» И Иоанн направляет своих учеников, чтобы они сами исследовали и убедились, поняли, Кто есть Тот, Кто ходит по Израилю и творит великие чудеса.
Ученики Иоанна Крестителя пошли ко Христу и спрашивают Его от имени своего учителя: «Пророк Иоанн послал нас к Тебе спросить: Ты ли – Тот, Кого мы ждём, – или придёт другой? Ты ли – Мессия, или будет кто-то другой?» Христос прямо им не отвечает, но говорит: «Посмотрите: что́ вы видите? Слепые прозревают, глухие слышат, расслабленные ходят, мёртвые воскресают, нищие благовествуют,» – приводя им цитаты из Священного Писания, относящиеся к описанию личности Мессии: «Вы сами можете определить и понять, Мессия Я, или нет», – но прямо на вопрос их не отвечает. Предполагается, что дальше они должны пойти к своему учителю и сказать то, что́ они слышали и видели, – и оставить его и пойти за Христом. Потому что, как говорил сам Иоанн Креститель, «Ему (Христу) должно расти, а мне (Иоанну) – умаляться.»
Так и должен делать любой человек, который познал, что Христос есть Бог, что Христос есть истинный Учитель, истинный Наставник: оставить всё и пойти за Ним, отречься от прежних учителей и наставников, чтобы пойти за Христом. Христос же заканчивает Своё свидетельство словами: «Блажен, кто не соблазнится обо Мне!»
Но как можно соблазниться Человеком, Который воскрешает мёртвых? Как можно соблазниться Человеком, Который каждые пять минут творит чудо на твоих глазах? Нет, таким Человеком соблазниться нельзя! И, естественно, люди воодушевляются всё больше и больше, и за Ним идут уже толпы народа, – веруя, что это есть Мессия, веруя, что это есть Источник исцелений; если надо – они поверят, что Он – Бог, потому что Он творит такое, чего никто не творит. Только на Кресте Он будет один, и никого с Ним не будет. И те же люди, которые сегодня радуются и с весёлыми лицами идут за Ним, через несколько месяцев будут кричать: «Распни Его! Он не оправдал наших надежд! Мы о Нём соблазнились – это не тот, кого нужно ждать, и кому нужно служить!» В общем, повторяя ту же самую историю, которую каждый из нас знает на собственном опыте, потому что мы говорим то же самое и делаем то же самое. Мы любим нашего Бога, когда Он мечом прорубает нам путь, когда Он исцеляет наши болезни и поражает наших врагов, когда одного шёпота молитвы нашего сердца достаточно, чтобы Он сделал то, что́ мы от Него ждём; чтобы одной только копеечной свечой можно было умолить Создателя миров приклониться к нашему ожиданию, – тогда мы веруем, что Христос есть Бог.
Но когда Он смеет нам не отвечать, не отвечать на наши молитвы и просьбы; когда Он смеет не слышать наших воздыханий; когда люди, о которых мы молимся, не исправляются; когда деньги в кошельке не прибавляются; когда скорби обрушиваются на нас; когда мы не чувствуем Его любви и дыхания, – тогда мы начинаем говорить очень мерзкие, гадкие, страшные слова: «Зачем Ты мне тогда нужен? Какой прок от молитвы? Почему я должен Тебя звать? Почему я должен терпеть тех людей, которые вокруг меня? Почему я должен молчать, почему я должен смиряться? Почему я должен слушать Твои слова о том, что надо любить своих врагов и не осуждать грешников?» И мы, в гневе на нашего Бога, забываем о том, что Он – Бог; внутренне (а иногда и внешне) отрекаемся от Него, иногда совсем порываем с Церковью, только потому, что Он посмел не исполнить нашу волю. «Когда, – говорит человек, – болела моя жена, я обошёл все монастыри, но жена умерла.» «Когда болел мой ребёнок, – говорит женщина, – я молилась целыми ночами, но ребёнок умер, – какой от Тебя толк?»
Разве мы молимся Богу потому, что в Нём есть толк? Разве мы слушаем Его потому, что в этом есть польза? Разве мы обращаемся к Нему с молитвой только потому, что Он может подать нам исцеление? Или, если Он окружает нас святыми людьми, мы служим нашему Богу? А если нас окружают грешные люди, то мы не будем служить нашему Богу? То есть, мы исполняем волю Божью и служим нашему Богу только потому, что это имеет некий практический смысл? Только поэтому? Тогда мы – просто потребители! Мы поняли, что есть место, где можно на халяву что-то взять, – и пришли к этому месту. А когда на халяву не получается, говорим: «Нет, мы ошиблись: это не то место!» …
Мы не чтим нашего Бога за то, что Он – Бог; мы чтим Его, потому что от Него можно что-то взять. Тогда мы – потребители; тогда мы – не дети, а просто приёмыши; мы не настоящие Его дети, мы просто пользуемся Его шикарным столом и Его щедростью, а за спиной Его строим рожицы: «Ничего, ничего, мы сегодня поживимся, – а там, если что-то будет надо, пойдём к другому, – голодными всё равно не останемся!»
Мы не преданы всем сердцем нашему Богу, – что же мы удивляемся, что Он не слышит наших молитв? Мы обращаемся к Нему, будто Он нам должен, – но Он никому ничего не должен; это Ему все должны. И это есть наше двоедушие, наша двойственность, наше лицемерие, – что мы чтим Бога только до той поры, пока от Него «есть толк», а если толка нет, – тогда и не чтим. Мы не хотим пойти тем путём, которым Он зовёт нас идти, хотя Сам Он этим путём прошёл – и дошёл до Креста, и на Кресте был оставлен Богом, но Бога не оставил. Он страдал на Кресте, преданный всеми, но не предал никого. Он был окружён негодяями, но от человечества не отрёкся. Его окружали отбросы общества, но Он продолжал их любить. Если мы – Его ученики, мы должны делать так же; если нет – то снять крест и жить честно, не называя себя христианами только потому, что мы ходим в храм и причащаемся; любить мы никого не хотим и не будем; пусть Он нас окружит хорошими людьми – тогда будем любить, а негодяев любить не будем, лентяев и алкоголиков любить не будем, – никого не будем любить, – только себя и нашего Бога, Которого мы засунули себе в карман, будто бы Он нужен для того, чтобы как местный маг исполнять наши прихоти и желания.
Мы пришли в этот мир, чтобы исполнить волю Божью, у нас нет другой задачи. И никто не сможет спастись, если не захочет исполнить волю Божью всем своим сердцем. И, чтобы исполнить волю Божью, каждому из нас даётся человек, чтобы мы о нём заботились. Этот человек – грешный и немощный: какой смысл был бы заботиться о святом? Этот человек нам дан для того, чтобы мы, умерев ради него, жизнь вложив в него, получили приращение любви, благодать Святого Духа, чтобы, в этой благодати, мы вкусили Царство Божие, пришедшее уже здесь. И нам каждому дан человек, потому что никаким другим образом, — как только служа близкому человеку, мы не можем стяжать любви. Она всегда – практическая; не только и не столько молитвенная, сколько практическая: когда человек служит другому, забыв о себе, умирает ради другого, как ради нас умер Христос. Если человек не сделает этого, не научится этому деланию, он не может стяжать Царства Божьего, он не может спастись. Поэтому апостол говорит: «Братья и сёстры! Носите тяготы друг друга, – только так вы можете исполнить Закон Христов.» Аминь.

Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров, Наталья Хомякова
Текстовая запись: Елена Плотникова.

Вернуться к списку