Вернуться к списку

Блаженны милующие. Проповедь о. Константина Корепанова (13.10.2024)

НЕДЕЛЯ 16-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
Блаженны милующие.
Проповедь священника Константина Корепанова на Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе Екатеринбурга.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня вы слышали Евангельские слова нашего Господа, нашего Учителя, в которых заключена некоторым образом вся суть нравственной жизни верующего человека. Есть еще духовная жизнь, – это наши отношения с Богом, это наша жизнь духовная; а нравственное учение – о том, как мы должны относиться к людям, как мы должны строить отношения в этом мире. Ибо частенько человек, уверовав, думает, что всё здесь на земле для него умерло, что надо только строить отношения с Богом, – и начинает от людей отдаляться и отделяться. Чаще всего Он делает это неправильно, потому что Христос – это Бог, ставший Человеком, это Бог, пришедший к людям. И потому всякий истинный духовный человек, то есть, человек, соединяющийся с Богом, принявший благодать Духа, тоже живёт среди людей, исполняет волю Бога Своего. Как говорит апостол Павел: «Бог сотворил нас во Христе Иисусе на добрые дела, которые предназначил нам исполнять». И даже люди, которые по воле Божьей ушли от людей, такие, как преподобный Серафим Саровский или преподобный Сергий Радонежский и многие подобного сословия люди, все равно уходили от людей только для того, чтобы, максимально наполнившись благодатью Божией, вернуться к людям и послужить им, как это сделали упомянутые святые отцы – и продолжают делать до сего дня, не оставляя мир своими молитвами, своим заступлением, своим участием в делах каждого человека.
Человек не должен отворачиваться от другого человека. Хотя такой фарисейский соблазн всегда присутствует; – присутствовал и присутствует в православной христианской среде. И вот для того, чтобы мы не становились фарисеями, Христос дает нам эти правила, эти нравственные законы, руководствуясь которыми мы могли бы правильно выстроить отношения с людьми. Как хочешь, чтобы к тебе относились люди, – так и ты относись к ним. Если хочешь быть помилованным, милуй других. Если хочешь, чтобы тебя слушали, слушай других. Если хочешь, чтобы о тебе заботились, заботься о других, – всё же просто. Собственно, ничего нового здесь Христос не говорит, ибо человечество не ново, оно такое со времен Творения, и это понимание правильной жизни с людьми присутствует во всех нравственных моделях. Везде, где есть человек, везде, где он пытался выстроить правильное отношение с другими людьми, он приходил к этим же правилам, к этой же норме: как хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними, – это подлинно человеческое бытие. Здесь нет еще ничего особенно христианского, – здесь просто нормальное, человеческое.
Конечно, мы не дотягиваем даже до этого. Мы люди, которые не способны поступать даже так, потому что грех изуродовал, исковеркал нашу природу, и мы всегда «гребём под себя»; мы всегда думаем о себе, мы никогда не хотим поставить мерой нормальности своей жизни другого человека. Мы никогда не ставим вообще свое бытие в зависимость от другого человека. «Я хочу», «мне так надо», – всё остальное не имеет никакого смысла. Но ты же к человеку другому относишься так, как не хотел бы, чтобы к тебе относились, – и к себе такого отношения не потерпишь. Сколько семей, где супруга относится к мужчине так, что сама бы не выдержала и полдня такого отношения к себе, и убежала бы, – а он терпит. Сколько, наоборот, семей, где мужчина так относится к женщине, что не потерпел бы 10 минут такого отношения к себе, – но позволяет себе так относиться к жене. Сколько есть родителей с маленькими детьми, – но к своим престарелым родителям они относятся так, что не выдержали бы такого от своих собственных детей.
Все же просто. Мы люди все одинаковые, мы все из одного теста сделаны. Мы все – с одними привычками, с одними амбициями, с одними желаниями. Поэтому, посмотрев на другого и посмотрев на себя, надо просто понять, как нужно к этому другому относиться, – так, как бы я хотел, чтобы относились ко мне. И если бы мы так попробовали относиться, – ну просто бы попробовали, попытались, то мы бы поняли, насколько мы бесчеловечны. Да, мы свою бесчеловечность, – свою злобу, в сущности, – прикрываем чем угодно: несостоявшимися амбициями, неоправданными ожиданиями. «Ты меня разочаровал!» «Ты не соответствуешь моим требованиям!» «Ты не такой, как я хотел!» «Да почему ты так долго болеешь?» «Да почему у тебя мало денег?» «Да почему то́, – другое?» …

Мои требования справедливы, как кажется нам, – но, на самом деле, мы просто дышим злобой, потому что не хотим принять человека таким, какой он просто есть. Мы от него что-то требуем. Мы принимаем его критику как какие-то бессмысленные и завышенные требования, а сами этим требованиям не удовлетворяем. Поэтому мы злые, но это зло может сжечь, может превратить нас почти в бесов, может в нашей гордыне уподобить нас им, – а может привести к покаянию: «Господи, я злой человек, я невыносимый человек, я никого не могу вынести в этом мире, не могу никого терпеть, никого не люблю. Господи, прости, прости меня, Господи, если только можешь! Ты прости, исцели мою душу! Вот, я прихожу к Тебе и причащаюсь Твоему Телу, я соединяюсь с Тобой, напитай меня Своей Кровью, сделай способным вести себя в этой жизни по-человечески, – просто по-человечески!» Ведь Он стал настоящим Человеком, чтобы и нас, нашу природу исцелить и сделать нас настоящими людьми, вернуть нам потерянную нашу человечность.
Я говорю только о человеческом. Это еще не христианство, нет. А христианское – то, что́ Христос говорит дальше: о том, что мы должны быть к другому человеку безусловно милостивы. «Какая, – говорит Он, – вам польза, если вы делаете добро тому, кто вам возвращает добро? Какая польза от того, что вы помогаете или прощаете, или жалеете, или даёте взаймы, или любите тех, кто вас любит?» Ведь все люди в мире, более или менее, поступают так: «Да, я буду к тебе хорошо относиться, если ты будешь хорошо относиться ко мне. Я дам тебе деньги взаймы, если ты мне их вернёшь, а, в свою очередь, ты мне дашь деньги взаймы.» Это просто способ выживания в этом мире, ничего особенного здесь нет. Так поступают и в Китае, и в Монголии, и где-нибудь на островах Фиджи. Так поступали люди задолго до того, как на землю пришел Христос. Это даже не справедливость, это просто выгода: я живу среди людей и опираюсь на тех, которые мне могут помочь, и поэтому поддерживаю с ними более или менее хорошие отношения. И хотя мы даже и так-то не можем жить, – но всё-таки так примерно живет человечество сейчас.
Но христианин не должен, ему запрещено так жить: в этом нет ничего христианского, в этом нет жизни. Если ты воздаешь человеку так же, как он воздал тебе за добро, если ты готов ему отомстить за то зло, которое он тебе сделал, если ты не можешь потерпеть его нехорошее к тебе отношение, – то ничего христианского в тебе нет. Ты не христианин, ты отрёкся от распятого на Кресте Христа. Всё ведь на самом деле просто в христианстве. Апостол говорит: «Друг друга немощи носите, и таким образом исполните закон Христов.» Просто терпите друг друга, никогда не воздавая обидой за обиду, злом за зло, неправдой за неправду, предательство за предательство. Никогда не воздавайте никому тем злом, которое он сделал вам, – и будете сыновьями Всевышнего. Обычный человек изумляется и говорит: «Нет, так жить невозможно!» Наверное, да, – наверное. Но христианину это возможно, потому что он причащается Богу, Который внутри него живёт, и Бог даёт ему силы на то, чтобы любить и не воздавать зло на зло всем, ибо Сам-то Он так живет. Ведь Он же не мстит грешникам, не воздает нам, как мы того заслуживаем, не наказывает нас так, как мы этого действительно заслужили. Он ведь милует и прощает, долготерпит и жалеет, являет щедрость и заботится, хотя мы делаем все совсем другое, не стараясь это заслужить, не будучи этого достойны, – но Он все равно нам это дает.
И поэтому, когда Он вселяется внутрь наших сердец, Он требует, чтобы и мы относились так же ко всем другим людям. Будьте милостивы, как милостив Отец ваш небесный.
Люди говорят, что христианство – невозможно трудная для них вещь. Ничего трудного в нём нет, – ну, нет ничего трудного, сверхчеловеческого. Да, если вы считаете, что от вас потребуется стоять на камне тысячу дней, – то это невозможно. Если от вас потребуется, чтобы вы жили в пустыне, в домике деревянном, как преподобный Сергий, – да, это невозможно. Если вы думаете, что от вас потребуется жить в пустыне более 40 лет, как Мария Египетская, – да, невозможно. Но не это же христианство. Христианство просто в том, чтобы ты уверовал во Христа, прикоснулся к Его милосердию – и шел и миловал других людей, как сам был помилован, – прощал, как сам был прощен, не судил, как сам не был осужден, – и всё.
Не то, что мы скажем: нас за это ждёт великая награда. Она ждёт, – но это не главное. Главное, что эта награда уже тогда вселяется в наши сердца благодатью вечной жизни. Благодатью Святого Духа мы здесь и сейчас уже прикасаемся к той вечности, которую нам обещана.
Христианство просто, но мы не хотим жить так, как велит Христос. И дело не в том, что мы постимся или не постимся, не в том, сколько мы молимся, сколько кладём поклонов, сколько дней надо ходить в храм, сколько денег надо отдать на храм, – а в том, чтобы ты, получив милость от Бога, просто шел и миловал. Не обличал людей, не наказывал людей, не судил людей, – а просто миловал, как помилован был сам, просто прощал бы всех: и жену, и мужа, и ребенка, и родителей, которые, может быть, не так тебя воспитывали в детстве, — но прости их, и ты будешь прощён, и благодать изольется в твое сердце. Помилуй всех – и будешь ходить в непрестанном ощущении милующего Бога. Нет в этом ничего сложного.

Просто мы уводим подлинно христианское благодатное отношение в какое-то исполнение дел закона, чтобы делать то́, то́, то́ – и тебя за это Бог наградит.
Нет, Он прощает и милует всех. И ты бы сейчас уже радовался и ликовал от того, насколько ты облагодатствован Богом. Только в ответ ты иди и щедри, иди и благодари, милуй, прощай, люби, неси немощи другого, — как Христос несёт немощи всех нас. Аминь.

Видеозапись сделана 13 октября во время Божественной литургии в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Екатеринбурга.

Автор: Константин Корепанов
Оператор: Сергей Комаров
Текстовая запись: Елена Плотникова

Вернуться к списку