Предлагаем вашему вниманию 43-ю беседу священника Константина Корепанова из цикла бесед «Духовная жизнь по Симеону Новому Богослову», которая была записана 8 декабря 2024 года. Вновь 14-е слово преподобного Симеона.
0:00 — Часть 1. Слово 14. Падение начинается с помысла
Как человек после Крещения вновь становится рабом греха? Ведь Христос освободил его. Да, человек после Крещения выходит из-под власти диавола, но сатана продолжает соблазнять его, предлагая его уму различные помыслы, таящие в себе ту или иную сладость. Для каждого христианина это что-то своё: алкоголь, женщины, деньги, власть, статус, различные мечтания о себе. Сатана не заставляет человека, а лишь предлагает. Человек же сам тянется к сладости помысла и впускает его внутрь своего сердца. Сердце начинает жить этим помыслом, и всё заканчивается тем, что грех совершается на деле. Важно, что падение в грех началось именно с принятия помысла! Всё происходит в мысли, и только после мысленного падения грех совершается в действии.
11:55 — Часть 2. Слово 14. Необходимо перевести внимание от внешних дел к состоянию своего ума
Что же нам делать, когда мы обнаруживаем, что вновь впали в грех? Внешние дела не смогут нам помочь. Мы можем начать исправно посещать храм, совершать молитвенное правило, творить милостыню, поднимать постный подвиг, много читать… Всё это необходимо и важно как фундамент нашей духовной жизни, но сами по себе эти дела, сколько бы мы их ни совершали, не смогут исцелить нас. Если мы делаем только это, мы по-прежнему пребываем в рабстве страстей, так как по-прежнему не можем исполнить прямых евангельских заповедей («не суди», «люби», «прощай» и др.). Более того, если все внешние дела у нас хорошо получаются, это может привести нас к ещё большему самомнению. Человек, меряющий себя только внешними делами благочестия, неизбежно возносится над другими, при этом не чувствуя своей испорченности. Поэтому нам необходимо обратить свой взор внутрь себя, внимательно посмотреть на внутреннюю жизнь нашего ума.
21:15 — Часть 3. Слово 14. Начала мысленной брани
Начиная внимательно наблюдать за собственным умом, мы видим, что он весь переполнен помыслами, большинство из которых имеют страстную окраску. Мы начинаем видеть много гордости, уныния, сладострастия, тщеславия, упрямства, раздражения… Мы обнаруживаем в своём сердце целый клубок ядовитых змей, непрестанно жалящих нас. Мы наконец-то понимаем, как живёт и развивается грех внутри нас до того, как станет видимым в делах. А многое так и не доходит до дел (слава Богу!), но непрестанно отравляет нас изнутри. Мы начинаем видеть, как приходит соблазняющий нас помысел, как мы клюём на него и в конце концов становимся его пленниками. Когда мы это осознаём, нам необходимо серьёзно покаяться. Не просто назвать грех на исповеди, а именно покаяться, изменить ум, отвратиться от греха, вырвать его из своего сердца, приняв всю ответственность за грех на себя, никого не обвиняя. Неважно, какие внешние или внутренние состояния нас провоцируют. Помысел принимаем мы по собственной воле, мы сами предаёмся сладости греха. Когда мы глубоко это осознаем, приходят слёзы. Этими слезами нужно оплакать грех, принести его ко Христу, взывая всем существом: «Исцели!». Нашей гордыне невыносима ситуация, когда мы осознаём себя виновными, поэтому мы не плачем. Но для того, чтобы совершились подлинное покаяние и исцеление, необходимо прекратить оправдывать себя и начать напряжённо молиться Богу. Не просто о прощении сделанных грехов, а именно об исцелении! Как правило, человек, увидевший свою ужасающую греховность, впадает в уныние. Поэтому ему очень нужны хорошие духовные книги и кто-то, хотя бы немного более здоровый и опытный, чтобы смочь поддержать его и довести процесс исцеления до конца.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Наталья Лопато
Описание: Олег Дунец
