Четвертая беседа цикла священника Константина Корепанова «Духовная жизнь по Симеону Новому Богослову», записанная 8 октября 2023 года.
Новая беседа отца Константина состоит из трех частей.
0:00 — Смерть не властвует на тем, кто запечатлен благодатью Святого Духа.
Мы не знаем наверняка, что конкретно нас ждет за порогом смерти, но христианин верит, что переходит из смерти в Жизнь. Возможно это благодаря тому, что уже здесь он запечатлен благодатью Святого Духа, уже здесь Бог, неподвластный смерти, живет в нём и оживотворяет его существо, уже здесь он является членом нетленного Тела Христова. Важно только сохранять эту благодать! Именно потому, что все члены Церкви объединены одним Духом и связаны в одно Тело, возможна молитвенная связь со святыми и уже умершими близкими нам людьми.
15:13 — О важности исследования, имеем ли мы уже сейчас внутри Царство Божье.
По мысли преподобного Симеона нам необходимо со всей точностью исследовать, есть ли в нас действительно печать Святого Духа, имеем ли мы Царство Божье внутри уже сейчас? Важно посмотреть на себя именно в свете евангельских слов о любви, смирении, кротости, нищете духовной. Но мы привыкли оценивать своё «христианство» не по Евангельским заповедям, а по формальным предписаниям внешнего церковного благочестия. Из-за этого наши оценки могут быть глубоко ошибочны… Симеон Новый Богослов дерзновенно возвращает нас к главному. Если ты действительно нищ духом, то уже сейчас ты должен переживать блаженство Царства Небесного. А если это не так, на какое спасение ты надеешься?
30:46 — Человек, честно внимающий заповедям, находит себя крайне немощным и бессильным.
Если мы со всей честностью посмотрим на себя в свете действительных (а не придуманных нами) Христовых заповедей, мы увидим себя крайне немощными и неспособными исполнить хоть что-либо благое. И, больше того, даже не желающими это делать. Не желающими по-настоящему любить и смиряться, не желающими уподобляться Христу. Доходя до этой точки, человек или разворачивается назад и уходит из Церкви, или, если он остаётся в ней, у него есть два пути. Первый путь — уныние и серость хоть какого-то ковыляния по духовному пути. Второй путь — глубокий плач перед Богом, способный перетворить всё его существо. Именно об этом плаче дальше и будет писать Симеон Новый Богослов.
Автор: Константин Корепанов
Видеозапись: Наталья Лопато
Аннотации: Олег Дунец
